вторник, 25 сентября 2012 г.

Искусство таймлапса.

Интервью с Сергеем Капустой

 

В последнее время становится все более  популярным такой жанр фотовидеосъемки как таймлапс

{Time-laps - технология покадровой съемки, позволяющая получить ускоренное отображение протекающих событий}.

Сегодня об искусстве таймлапса мы поговорим с Сергеем Капустой, украинцем, вот уже несколько лет живущим в Португалии и собирающимся снять таймлапс-фильм об этой стране.

Breath of Heavens from Serhiy Kapusta on Vimeo.

 

 

- Добрый день, Сергей. Расскажи немного о себе.
 
-  Меня зовут Сергей Капуста, я украинец, эмигрант, живу в Португалии уже 9 лет. Занимаюсь фотографией, немного снимаю видео.  Раньше работал на телевидении, занимался и монтажом, и съемкой. Это было типичное телевизионное производство, правда, немного специфичное.  Здесь же у меня больше возможностей для творчества. Меня никто ни в чем не ограничивает и я занимаюсь тем, чем хочу и  поэтому у меня больший интерес вызывает именно кино.
 
- Почему ты решился заняться таким  жанром, как таймлапс? И почему в этом жанре ты решил сделать фильм о Португалии?
 
- Меня давно интересовал таймлапс, потому что в фильмах видел эту технологию, но не знал как это было сделано, как  ускорить закат или рассвет,-  я видел это еще в "Бараке" .
 
- Этот фильм и стал толчком  к занятию таймлапсом?
 
- Нет, толчком, отправной точкой стал фильм Тома Лоу (Tom Lowe) "Timescapes" (Пейзажи времени). Я конечно интересовался и раньше этой темой, но этот фильм был сделан очень красиво. Я считаю его одним из шедевров таймлапс-технологии, хотя там используются как slow-motion так и time-lapse технологии. Он снимал  на RED-камеру slow-motion 120 кадров в секунду, а для таймлапса использовались камеры Canon.
-  А более ранние  эксперименты в этой области, такие как творчество Годфри Реджио  - и его фильмы "Коянискатци" и другие как-то повлияли на тебя?
 
- Нет, я тогда еще не знал о них, - я тогда еще не интересовался так глубоко этой темой -  Как это делают, кто это делает.  С начала это для меня было просто красиво и  интересно. А вот когда  посмотрел  "Timescapes" я понял что это именно то, чем бы я хотел заниматься, Потому что таймлапс  объединяет в себе фотографию и видео. А я всегда интересовался как фотографией, так и видео, Вот именно это совмещение и послужило мне толчком для создания фильма сделанного с использованием технологии таймлапс.
 
- Тебя вдохновила на создание этого фильма природа Португалии или отправной точкой стало что-то другое?
 
- Я думаю, что я все равно бы занялся таймлапсом, даже если бы жил  в Украине.
 
- Да, кстати, почему Португалия, а не Карпаты, скажем?
 
 -  Просто это географическое место, где я живу. А так бы я это делал в любом месте. Потому, что и в Украине много красивых мест, где можно снять такой фильм, Я жил в Комсомольске на Днепре - это Полтавская область, там и прекрасные пейзажи, и красивые виды, и чудная река.  Просто здесь я живу и здесь красивые места - все-таки Атлантика, да и центр, точнее, север Португалии
 
- Короче, дальше - только океан. Практически получается край света.
 
- Да, здесь даже два края света. Здесь находится самая юго-западная и самая западная точка Европы, Мыс Рока возле Лиссабона и мыс Святого Винсента здесь, недалеко от меня.
 
- Значит, западнее не бывает и южнее не бывает. Соединение запада с югом -очень интересно. Мы уже видели твои тестовые съемки. Расскажи более подробно - какой хронометраж будет у фильма, в каких местах планируешь снимать?
 
- Территориально - это будет 4 зоны - север ПОРТУГАЛИИ, там находится у нас гора Эштрела - это самая высокая точка в Португалии, самая высокая гора и зимой, как это не странно для  южной страны Португалии - там лежит снег. Затем, район Лиссабона - это зона Порту - река Дуру. Это место в 2001 году признано ЮНЕСКО мировым наследием. Все склоны холмов на протяжении многих и многих километров вокруг реки полностью засажены виноградниками. Там выпускают вино "Порту" - самое знаменитое португальское вино, их гордость. Я был в этой зоне - зоне реки Дауру. Нас пригласили с женой отдохнуть в португальской семье. Заодно я разведал там локации - интересных мест для съемок там очень много.
И дальше у нас центр Португалии - это Авинтежу - сельскохозяйственная зона. Тоже холмы, очень своеобразная природа - оливковые и пробковые деревья, очень плавные и высокие холмы. Такая своеобразная сельская местность очень тихая, но в тоже время очень красивая.
И четвертая зона для съемок - это юг Португалии, Алгарве, где я в общем-то и живу. Здесь есть много старых замков и исторических развалин. Очень много веков Португалия была под маврами, и здесь происходило смешение арабской и европейской культуры. Арабский след, остался как в архитектуре и даже в еде. Интересная локация для съемок с очень красивой природой. Ну и конечно здесь есть Океан...
 
- Какая основная идея того фильма, который ты собираешься снимать - маленький человек на фоне безумно красивой вселенной, либо мы - как часть этой Вселенной. Есть ли у тебя план фильма?
 
- Да, приблизительно построен. 
- Это будет не только набор видов, но и какое-то сюжетное построение?
 
 - Вообще, конечно, выстроить сюжет на видовом фильме очень сложно. Здесь играет главную роль красивый вид и музыка. Но мне все-таки хочется привязать визуальный ряд географически, чтобы было понятно, что это Португалия. Буду показывать их старинные замки, архитектуру, культуру. Как можно меньше будет в кадре людей, а может и вообще исключу их. Хочу Показать саму Португалию, страну, где я живу, что я вижу вокруг себя. Человека обычно в таких фильмах не показывают. Ну, песчинка-не песчинка - но он разрушитель. Сначала построит что-то красивое, а потом все это развалит. Мне не хочется это показывать. Мне хочется показать именно отвлеченную тему - от людей, от всего. Просто - вот это все было когда-то создано и еще как идея - показать Португалию глазами человека из вне, то, как он видит эти красоты. Португальцы  в этом живут, они в этом родились и они этого просто не замечают. Если человек родился в доме, то он стает ему настолько привычен, что он его не замечает и воспринимает все как само-собой разумеющееся. А здесь взгляд человека, который приехал в эту страну несколько лет назад...

 - Сколько лет ты там живешь?

 - Уже 9 лет

 - То есть, для иммигранта все кажется новым и он смотрит на все другими глазами?

 - Да смотрится все несколько по-другому и дает возможность увидеть то, что местные может быть и не замечают. 

 - Какой планируется хронометраж фильма?

 - Планирую - до 40 минут, а вообще - как получится.

 - А чем будешь зрителя удерживать - только красивой картинкой?  Ну, согласись, 40 минут это тяжело.

 - Не просто картинкой, но и разными видами. Разбавлять общие планы - крупными.  Там и цветы, возможно, будут распускаться ранним утром. Сочетание планов будет удерживать зрителя, будет видео и музыка.  Вспоминая "Бараку" и Тома Лоу - музыка играет в этих фильмах определяющую роль.

- Ты снимаешь сам или у тебя есть команда?

- Нет, я работаю сам.

 - Вопрос финансирования ты как-то решил? Иди все делаешь за свои деньги?

- С покупкой основного оборудования для съемок мне помог мой друг, который работает в университете Люксембурга. Оборудование ведь не дешевое. Допустим, те же слайдеры для таймлапс - сейчас до десятка производителей можно найти в Европе. Но, по-настоящему профессиональное оборудование делают 2 фирмы - "Kessler"  и "DitoGear», американцы и поляки. Естественно, я выбрал европейскую компанию "DitoGear" из Польши, которая очень быстро развивается - за пару последних лет они сделали мощный рывок в этом направлении. Пока-что мне хватило финансирования только на полутораметровый слайдер с серводвигателем. Он подойдет и для съемки видео, и для таймлапса, и slow-motion, и stop-motion и даже для создания анимации. У этого слайдера большой функционал, даже при длине в полтора метра. Снимаю фотоаппаратом Canon 5D Mark II - он у меня один. Но если найду еще финансирование, нужно будет еще один аппарат покупать. Потом нужна головка для съемки с вращением на 360 градусов, пока что я использую головку для телескопа, пока работаю с ней. Для ее управлением приобрел контроллер MX2 . Это все для управления съемкой таймлапса. Кстати компания DitoGear сделали мне хорошую скидку на оборудование  - где-то в 700 евро. Я знаком одним из основателей фирмы, известным польским режиссером и оператором Патриком Кизни (Patryk Kizny) снявшим, например, такой интересный фильм как "The Chapel". 

TheChapel. A short film by Patryk Kizny. (HDR timelapse) from Patryk Kizny on Vimeo.

Фирма  DitoGear  выпустила устройства для управления  зумом и фокусом во время съемки таймлапса. Правда цены у них кусаются, хотя это оправдано, конечно. Хорошее оборудование в принципе не должно быть дешевым.

- А HDR ты не пробовал снимать?

- Меня не увлекает HDR - картинка как-то режет глаз. Это не естественная фотография.

- Для помощи в финансировании ты к каким-либо португальским фирмам, скажем туристическим обращался?
 
- Я собираюсь обратиться в португальскую ассоциацию туризма, думаю через пару месяцев после начала съемок. Надеюсь, что они откликнутся. А туристическим компаниям такой проект почему-то не интересен. Я обращался и в местные муниципалитеты - но там все плачут - "кризис, кризис".
 
- Ты используешь стандартную прошивку на Canon 5D Mark II?
 
- Да, использую стандартную прошивку. У меня есть и прошивка Magic Lantern, но она мне не понравилась, да и она мне, в общем-то не нужна. Если мне нужно управление камерой - то у меня есть  дистанционное управление. Мне проще использовать его, чем доверятся Magic Lantern. Единственно, что я иногда использую Picture Style и Cinema Style.
 
- Хорошо. Вот ты отснял материал. Как дальше происходит твой рабочий процесс - в каких программах ты его монтируешь? Как ты набор фотографий превращаешь в видео?
 
- Первое - это обработка фото в Adobe LightRoom. Рекламный ролик я смонтировал в Final Cut Pro X. А вообще планирую работать в Adobe AfterEffects и Premiere Pro CS6.  Я пробовал монтировать в Premiere Pro CS6 и он мне кажется работает быстрее чем FCPX. Однако, я бы лучше доверил сам монтаж профессионалам. Я предварительно говорил с Александром Черным. Может он заинтересуется и возьмется смонтировать этот фильм. Черновой монтаж, конечно, я и сам смогу сделать. Так что, если это получится - хорошо. Нет - буду сам монтировать.
 
- Кстати, от тебя ждем туториалов по таймлапсу.
 
- Конечно. Я буду делать их на русском языке. Ведь никто никакой конкретики не говорит. Везде одно и тоже. Каждый повторяет с нуля свой путь создания workflow для таймлапсов. Я бы хотел дать более продвинутые приемы и технологии, чем просто настройки фотоаппарата. Скажем, до сих пор все бьются (и я тоже) над тем, как снять таймлапс от рассвета до заката, то есть переход из дня в ночь.
 
- Думаю фильм о съемках и монтаже твоего фильма был б не менее интересен чем сам фильм.
 
- Хочу также дать мастерклассы - но не для новичков, а для тех кто занимается таймлапсом более глубоко. Единственная дельная статья - это обзор оборудования по таймлапсу от Патрика Кизни. В ней потрясающий обзор по разным слайдерам.  Также купил книгу "Time Lapse Shooting and Processing" Гюнтера Вегнера , он немец, давно занимается таймлапсами. В ней очень много полезной информации.
 
- Еще такой вопрос. Как ты думаешь, - почему таймлапс стал так популярен в последнее время, особенно с появлением фотоаппаратов, снимающих и HD-видео? И кстати, твое отношение к этой «HDSLR- революции». Никто не мог предсказать такое направление развития киновидеотехнологий. Твое мнение по этому поводу - это возвращение как бы на новом витке спирали к истокам кино, которое, по-сути, представляет собой движущиеся фотографии? Ведь сегодня фотоаппараты становятся основой для производства фильмов независимыми кинопроизводителями.
 
- Мне кажется первое и самое важное что влияет на этот процесс - это доступность. Это возможность получить финальный продукт с меньшим затратами. Кто-то и раньше хотел пробовать снимать независимое кино, кто-то хотел просто поснимать что-то для дома и друзей. Но не всем же были доступны 8-ми и 16-ти миллиметровый кинокамеры, плюс сложность киномонтажа для пленки. И даже видео на VHS-кассетах тоже было не очень просто смонтировать - не везде было соответствующее оборудование, чтобы смонтировать видео и наложить затем звук. А здесь все доступно сразу - видео записывается фотоаппаратом в цифровом формате и легко импортируется для монтажа на компьютере. Кто-то предпочитает одни фотоаппараты, кто-то другие, но, обычно, человек это делает для себя.
 
- Это делают энтузиасты, скажем так.
 
- Я думаю - это хороший виток технологий, который позволяет многим снимать видео для себя. А талантливые люди, которые не могут найти финансирование для своего фильма - у них теперь появляется возможность самореализоваться и отснять его.
 
- Кино - это коллективный вид искусства, в котором много зависит от администрирования, а не только от творчества.
 
- Я уже с этим столкнулся и вижу - нужно больше ходить и кого-то уговаривать, чем заниматься творчеством.
 
- То есть, эта новая фототехника вместе с удешевлением компьютеров и компьютерных программ дало возможность человеку заниматься только творчеством.
 
- Да, безусловно, попробуй  походи годами, чтобы найти средства для покупки кинопленки и аренды кинокамеры. А для кинокамеры нужны специалисты - ведь не каждый режиссер сможет сам снимать на ней. Кино во многом - это административная работа.
 
- То есть цифра освободила кинематографистов от рабства продюсера.
 
- И позволила сконцентрироваться на творчестве. У кого хорошо, будет получаться, у кого - не очень, но то что она дает возможность для творчества - это точно. Мне Саша Черный посоветовал хорошую книгу - "Как снять кино и сделать программу не смотря ни за что". Он говорит, что для него эта книга тоже сыграла важную роль. Вот есть тема, есть возможность - и вперед, твори.
 
- Хорошо, когда закончиться работа над фильмом, что ты будешь делать с ним дальше - вывесишь его в интернете на YouTube или Vimeo, отдашь его на какой-нибудь фестиваль или попробуешь его продать какому-нибудь телеканалу?
 
- В Украине есть такая новая молодая киноорганизация - "Кинолайф". Это будет как бы фейсбук для киношников. Я знаком с руководителями этой организации и представляю их интересы в Португалии - собираю информацию о местных фестивалях и местных киношколах. И вот собираюсь с их помощью продвигать фильм на кинофестивалях, потому, что у "Кинолайфа" будут свои представители на всех крупнейших фестивалях. И когда фильм уже будет готов - собираемся представить фильм на кинофестивалях. Это, конечно, мечта. На Vimeo выкладывать фильм сразу не буду - хочется вернуть затраты. Буду рекламировать фильм все это время -  до мая следующего года на сайте (www.breathofheavens.com и на Facebook странице . И, возможно, фильм заинтересует кого-то - португальское телевидение, либо ассоциацию туризма и они его купят - ведь фильм рекламирует Португалию с лучшей стороны и тогда, может, затраты вернутся.
 
- Ну что ж, пожелаем тебе успеха. Надеюсь настанет время и ты снимешь такой же интересный и красивый фильм об Украине. Это уже будет взгляд португальца с украинскими корнями на свою родину.
 
-  За все эти годы я лишь несколько раз был в Украине и то по 2-3 дня. Все видится совсем по другому.
 
-  Чтобы ты хотел пожелать тем, кто только начинает снимать таймлапсы?
 
 - Ничего не бойтесь - просто начинайте делать. Много можно рассуждать - нету того, нет этого. Берите то, что у вас есть - и делайте. Есть у вас камера - вперед, включайте и снимайте!
 
- Спасибо за интервью и успехов в творчестве! Ждем твой фильм и тебя с мастерклассами в Украине.
 

воскресенье, 23 сентября 2012 г.

Программы для нелинейного видеомонтажа. Осень 2012.

Статья впервые опубликована 05.09.2012  на сайте Broadcast.telekritika.ua

 

На открывающейся завтра выставке IBC 2012 большой интерес, безусловно, будет вызывать программное обеспечение для нелинейного видеомонтажа и постпроизводства. В нашем обзоре мы рассмотрим современное состояние этого рынка и постараемся отметить основные тенденции его развития.

Если оглянуться в недавнее прошлое, то, безусловно, точкой бифуркации, запустившей процесс перераспределения профессионального рынка программного обеспечения для монтажа и постобработки видео стал выход в июне 2011 новой версии, а точнее, совершенно новой программы Apple Final Cut Pro X, которую с прежними версиями объединяет разве что название.

Большинство пользователей FCP7 ожидали, что в новой версии Apрle просто "вольет новое вино в старые мехи", то есть перепишет ядро программы, сделав ее, наконец, 64-битной, снимая таким образом ограничения в 4 гигабайта на объем оперативной памяти, доступный для работы программы. Добавит, скажем, поддержку использования процессора видеокарты для ускорения рендеринга. Отшлифованный же десятью годами развития интерфейс программы Final Cut Pro 7 претерпит лишь небольшие косметические изменения, поскольку другие видеоредакторы часто заимствовали уже придуманное в FCP7, в том числе даже сочетания горячих клавиш. По-сути, монтажный пакет Final Cut Studio был де-факто стандартом программ для видеомонтажа и постпродакшена, на нем базировали свое производство многие профессиональные теле- и киностудии, и не удивительно что ему принадлежала почти половина американского рынка.

Однако Apple выпустила под брендом Final Cut Pro совершенно новую программу, интерфейс которой имел гораздо больше общего с любительской iMovie, чем с предыдущими версиями Final Cut Pro, за что недовольные профессионалы назвали ее iMovie Pro.

Как оказалось, в FCPX нам предложили не только новый интерфейс, но еще и, по-сути, новую парадигму монтажа. И зная Apple как законодателя мод в области высоких технологий, можно предположить что эти решения Applе могут стать новыми трендами в развитии программного обеспечения для обработки видео в ближайшем будущем.

 

 

Итак, Apple в FCPX применила несколько интересных инноваций. Во-первых, Apple известна как фирма производящая не только компьютеры (hardware), но и программное обеспечение к ним (software), причем как операционную систему так и прикладные программы. FCPX и создавался с таким расчетом, чтобы для ускорения работы программы "выжать" все по-максимуму как из аппаратного, так и из программного обеспечения. Поэтому, чем более мощный компьютер будет у вас - тем быстрее будет работать FCPX.

Теперь в программе можно «нативно», без перекодировки, монтировать медиафайлы различных видеоформатов, а если мощности компьютера не будет хватать для этого - вы в любой момент сможете перейти на использование либо оптимизированных ProRes 422, либо даже Proxy-файлов.

Другой важнейшей инновацией в FCPX стала организация работы с метаданными. Пожалуй, ни одна другая программа видеомонтажа сегодня не предлагает такие возможности в этой сфере. С переходом видеопроизводства на файловые форматы записи и хранения видео вплотную стала задача - как быстро найти не только нужный файл среди сотен и даже тысяч использующихся в проекте, но и определенный участок этого файла. Для этого FCPX использует несколько инструментов:

- Keywords - ключевые слова, которые вы можете присваивать как целому файлу, так и его части;

- Raiting (рейтинг) - Favorite для отметки понравившегося участка клипа, либо Rejected - для ненужного участка или брака;

- Smart Collection - «умные коллекции», позволяющие сохранять результаты поиска клипов по нескольким параметрам.

И хотя возможности поиска нужного клипа (либо по его имени, либо по добавленным комментариям к нему) существовала и в FCP7, и в Avid Media Composer, а для сохранения нужного участка клипа использовались сабклипы, то в FCPX работа с метаданными тесно интегрирована в программу, очень проста и позволяет даже начинающим монтажерам эффективно использовать этот инструмент. Более того, часть метаданных переносится в программу автоматически непосредственно во время импорта файла. Возможно это и повлияло на решение Apple отказаться от дальнейшего развития Final Cut Server.

То, что появление подобных модулей и в других программах монтажа не за горами, показала и реакция других участников рынка. Фирма Adobe уже включила в свой пакет CS6 новую программу - Adobe Prelude, предназначенную не только для работы с метаданными, но и для создания чернового монтажа как для Adobe Premiere Pro, так и для FCP7.

 

И третье важное нововведение в FCPX, которое и вызвало наиболее противоречивые отклики - это новая «магнитная» таймлайн. Во-первых, на таймлайн исчезли видео- и аудиотреки и осталась одна Primary Storyline - главный «сборочный конвейер», где последовательно выкладываются один за другим клипы проекта. К ним затем «пристыковываются» дополнительные клипы - перебивки, титры, музыка, шумы. Постоянно включенный на таймлайн «ripple»-режим не позволяет случайно затереть один клип другим при их перемещении или где-то оставить «дырку»-gap.

Из пяти выпущенных за год обновлений FCPX, два - 10.0.1 и 10.0.3 добавляли в программу новые функции - улучшенный кеер, «роли», мультикамеру - наверное, одну из лучших на сегодняшний день. Возможность синхронизации клипов не только по тайм-коду и маркерам, но и по времени создания клипа или по звуковой дорожке очень востребована, особенно при раздельной съемке видео и звука цифровыми DSLR-фотоаппаратами.

Остальные обновления были направлены на повышение стабильности и надежности работы программы. Возможно, выпусти Apple программу хотя бы с возможностями версии 10.0.3 - отрицательного пиара вокруг FCPX было бы меньше. А сейчас Apple приходится прикладывать значительные усилия чтобы доказать справедливость приставки Pro в названии программы. Среди свойств, которые должны появиться уже в ближайших обновлениях программы - аудоимикшер, нативная поддержка камеры RED, более привычный двухоконный интерфейс. Кроме того, недавно был опубликован новый патент Apple, в котором описывается возможность совместной работы в FCPX над одним проектом сразу нескольких человек.

Еще одно слабое место FCPX - недостаточные возможности взаимодействия с другими программами постпроизводства (для цветокоррекции, микширования и обработки звука), посредством использования XML-файлов, что неизбежно при встраивании программы в профессиональные workflow. Даже с Motion 5 взаимодействие не столь удобное, каким было в предыдущих версиях программ. Наиболее странным выглядит отсутствие возможности открывать в FCPX проекты из FCP7 и наоборот. Хотя для программистов это оказалось золотой жилой - появилось несколько плагинов сторонних фирм, которые позволяли экспортировать и импортировать проекты в FCP7, Premiere Pro или Pro Tools.

Таки образом, FCPX стал этакой "вещью в себе", рассчитанной прежде всего на то что большинство операций - монтаж видео, редактирование аудио, цветокоррекция будет производится в одной монтажной программе. То есть, получился продукт, предназначенный скорее для фрилансеров и маленьких студий, чем для больших теле- и кинокомпаний, имеющих уже отработанные профессиональные workflow. Именно этим и можно объяснить столь доступную цену в 299 USD для программы. Такое значительное снижение цены на продукт подобного уровня заставило и других производителей включится в ценовую войну.

Уход Apple Final Cut Studio из профессионального рынка вызвал массу предложений для тех кому не понравился FCPX и кто решится перейти на другие конкурирующие продукты, причем со значительными скидками.

Теперь практически единственным производителем, предлагающим пакет программ для работы с видео осталась Adobe. Hовая Production Premium Creative Suite 6, выпущенная весной 2012 позволяет почти полностью построить цикл видеопроизводства на программах Adobe. Сценарий создается в Adobe Story, инджест видео и черновой монтаж выполняется в новой программе Prelude, монтаж - в Premiere Pro, копозитинг - в AfterEffects, цветокоррекция - в недавно приобретенной SpeedGrade, запись DVD или Blu-Ray дисков - в Encore.

Основательно переработанная новая версия Adobe Premiere Pro CS6 приятно удивила скоростью работы, обновленными монтажными инструментами, новым стабилизатором изображения Warp Stabilizer.

Одним из немногих слабых мест пакета Creative Suite 6 остается отсутствие у Adobe собственного кодека для постпроизводства (как ProRes у Apple и DNxHD у Avid), который смог бы значительно снизить нагрузку на компьютер, особенно при работе с форматами, использующими сильную компрессию. Альтернатива предлагаемая Adobe - использование для ускорения работы Premiere технологии Mercury Playback Engine, базирующейся на видеокартах NVIDIA с CUDA-технологией, - автоматически оставляет за бортом огромное количество десктопов и ноутбуков. Да и стоимость таких видеокарт вполне сопоставима со стоимостью самого компьютера.

Большие надежды Adobe также возлагает на свой новый «облачный» сервис - Creative Cloud.

Что касается еще одного производителя программного и аппаратного обеспечения для работы с видео - Avid, то хотя теперь продукты фирмы и занимают доминирующее положение в крупных теле- и кинокомпаниях (по некоторым данным их доля достигает в этом секторе 80%), Avid тоже испытывает определенные проблемы. Об этом свидетельствует решение компании распродать свои консьюмерские программы (Pinnacle Studio и Avid Studio) и полностью сосредоточиться на профессиональных продуктах. Среди них лидирующее место занимает Avid Media Composer 6 - видеоредактор с более чем 20-летней историей, сочетающий умеренный консерватизм интерфейса с постепенным внедрением новаций в последних версиях - это и новые инструменты для работы на тамлайн, и возможность монтажа стереоскопического 3D видео.

Технология AMA (Avid Media Access) позволяет открывать в MC файлы различных видеоформатов, вплоть до конкурирующего ProRes, однако для больших проектов все же лучше выполнить их перекодировку в «родной» для Avid кодек DNxHD, - это повысит скорость работы в программе.

Отличие Symphony 6 от Media Composer 6 заключается лишь в наличии продвинутого модуля для цветокоррекции и Universal Mastering, работающего только при наличии аппаратного ускорителя Nitrix DX и предназначенного для легкой и простой конвертации SD и HD контента в реальном времени. Впрочем, обе программы могут работать, как в софтверном варианте, так и использовать видеоинтерфейсы Avid - Nitris DX и Mojo DX, или даже платы третьих производителей - AJA, Blackmagic Design, Bluefish444, Matrox и MOTU. Для тех, кто решит перейти с Final Cut Pro 7 на продукты Avid, предусмотрена специальная скидка.

Недавно вышла и новая версия Avid DS 11 - мощной программы для постпроизводства, создания графики, цветокоррекции и компоузинга.

В новой версии программы Edius 6.5 - значительно расширен профессиональный инструментарий - пожалуй, Grass Valley вполне могла присвоить этой версии и номер 7.0. Размещенный на логотипе программы слоган «Edit anything» - «монтируем все» вполне соответствует истине. Теперь к большинству профессиональных видеоформатов добавлена и нативная поддержка RED-файлов. Новый 10-битный QuickTime HQ/HQX кодек сейчас совместим и с платформой Mac (ранее на Mac не открывались видеофайлы с Edius, что значительно сужало возможность ее использования в профессиональных workflow). Программа обзавелась мощным инструментарием для цветокоррекции и новыми алгоритмами интерполяции изменения размеров изображения. В программу встроен стабилизатор изображения и добавлена возможность монтажа стереоскопического 3D видео (куда же теперь без этого).

В общем, программа серьезно наращивает свой потенциал - Edius явно дышит в затылок Avid, серьезно нацелившись на профессиональный видеорынок.

Программа Sony Vegas 11 постепенно эволюционировала из многоканального аудиоредактора в программу видеомонтажа. Внешне Vegas практически не меняется, в то же время, от версии к версии, добавляется поддержка новых форматов и функций. Простой и понятный интерфейс сделал Vegas очень популярным среди начинающих видеомонтажеров. Последние несколько версий выходили ежегодно в сентябре-октябре, так что возможно уже в ближайшем будущем нас ожидает появление 12-ой версии программы. Поскольку фирма Sony недавно сообщила о том, что известный аудиоредактор Sound Forge вскоре появится и на платформе Mac, то почему бы не предположить что и Vegas тоже может ожидать подобная трансформация?

Воскрешение Lightworks - одной из старейших программ монтажа которое осуществила фирма EditShare в виде бесплатной версии для Windows (в будущем обещана поддержка MacOS и Linux), добавило возможности выбора для любителей нестандартных интерфейсов. Учитывая солидную родословную программы - в ней монтировались такие известные фильмы как «Криминальное чтиво», «Миссия невыполнима», «Отступники» - попробовать стоит.

В бесплатной версии поддерживаются только основные форматы семейства DV/DVCAM/DVCPRO/MPEG 422 SD/HD. Для работы c остальными форматами необходимо проапгрейдиться до версии Lightworks Pro за 60 USD в год. Кроме того, за 2 800 USD можно докупить знаменитую Lightworks Console, которая позволит более эффективно работать с программой. В общем, программа на любителя.

Одним из главных событий на прошедшей весной выставке NAB 2012 была презентация новой версии программы для финишинга и постпроизводства Autodesk Smoke 2013. Впечатлила объявленная цена всего в 3495$ - в то время, как стоимость предыдущей версии программы для MacOS составляла 15 тысяч долларов! Более того, Autodesk пошла на беспрецедентный шаг, сделав на время бета-тестирования программу совершенно бесплатной. На данный момент доступна для бесплатного скачивания предварительная версия программы Autodesk Smoke 2013 Pre-Release Trial(v3), срок действия которой истекает 31 декабря 2012. Видимо в канун 2013 года и следует ожидать появления полнофункциональной версии программы.

Smoke 2013 получил новый, полностью переработанный интерфейс, который стал более привычен для профессионалов в области нелинейного монтажа, и даже внешним видом напоминает Premiere Pro или Final Cut Pro 7. Можно даже выбрать раскладку горячих клавиш как в FCP7, (наряду с таковыми в Smoke 2012 или Flame). Видимо это и было главной целью разработчиков - чтобы любой профессионал, знакомый с программами монтажа смог бы интуитивно, исходя из собственного опыта разобраться как работать в Smoke 2013. Они даже специально приглашали несколько монтажеров, для "обкатки" интерфейса программы. Разработчики взяли все лучшее, что было у Apple и Adobe и добавили самые передовые разработки Autodesk в области постпродакшена.

Программа состоит как бы из нескольких модулей для выполнения специализированных задач - монтажа, композитинга, кеинга, цветокоррекции. В процессе работы вы просто переходите из одного модуля в другой, оставаясь в пределах одной программы, в отличии, скажем от Adobe CS6, где такие этапы часто выполняются в различных программах, входящих в состав Creative Suite 6, а затем финальный проект собирается в Premiere Pro.

Среди профессиональных инструментов для финишинга в Smoke 2013 – Action для 3D-компоузинга, Colour Warper для профессионального грейдинга и цветокоррекции, Master Keyer для хромакеинга и другие инструменты для создания впечатляющих эффектов.

Управление медиаконтентом осуществляется с помощью MediaHub. Можно импортировать проекты из FCP7, FCPX и Media Composer, (используя форматы XML и AAF) для окончания работы над ним уже в Smoke 2013. Программу можно запустить не только на MacPro, но и на iMac и MacBook Pro.

Правда, пока что бета-версия имеет определенные проблемы с производительностью, да и не стоит забывать, что это все-таки программа для финишинга, а не видеоредактор.

 Еще одним важным фактором, влияющим на развитие программ для видеомонтажа является появление новых видеокамер.

На наших глазах произошло буквально несколько «камерных революций» - первая была связана с выпуском RED ONE, вторая - Canon 5D Mark II, и сейчас - появление новой Blackmagic Cinema Camera, которая позволяет снимать видео в несжатый 12-битный RAW-формат, а также ProRes и DNxHD. Если фирма Blackmagic действительно выдержит заявленную цену в 3000 USD за камеру, то грядет новая ценовая революция в сфере кинопроизводства (Когда-то фирма Blackmagic уже совершила подобную революцию - снизив цену на профессиональные платы для видеомонтажа ниже психологического барьера в 1000 долларов).

В комплекте с камерой будет также идти программа для грейдинга и цветокоррекции DaVinci Resolve 9 - один из безусловных лидеров программного обеспечения в этой сфере. Основательно переработанный интерфейс теперь позволяет запускать программу на ноутбуках. Программа поддерживает импорт проектов практически из всех видеоредакторов (экспорт в XML из Premiere Pro / FCP 7/ FCP X и AAF из Media Composer). Инструменты для вторичной цветокоррекции позволяют легко и точно выделять цвет человеческой кожи, небо, траву для их коррекции. Встроенный трекер точно «привязывает» маску к движущемуся объекту. И наконец, огромная библиотека встроенных пресетов - «DaVinci Resolve Looks», напоминающая такие же в FCPX или Magic Bullet Looks - может послужить начинающим колористам отправной точкой для их дальнейшего творчества.

Итак, явно прослеживается главное направление развития современного видеопроизводства - получение большой, четкой, сочной и стилизованной «кинокартинки» за относительно небольшие деньги (менее 10 000 USD).

К этому ведет:

- постепенный переход от сильнокомпрессированных (H.264 и будущего H.265) к несжатым RAW-форматам, которые предоставляют более широкие возможности на этапе постпроизводства;

- дальнейшее увеличение разрешения и качества изображения сначала до 4К, а затем и выше. (Японские компании уже начинают выпуск 4K телевизоров);

- возрастающая роль цветокоррекции и грейдинга, которые используются как для улучшения качества отснятого изображения, так и для его стилизации. Придание изображению стилизованного вида (look), служит не только для решения определенных творческих задач, но и для его «облагораживания», а стилизация «под кинопленку» (которая сегодня является своеобразным стандартом изображения, сочетающего в себе четкость картинки, сочность цветов с аурой дорогостоимости), «валоризирует» картинку - ведь такое изображение должно и выглядеть «дорого».

(За более чем сотню лет развития кино наш глаз уже воспринимает киноизображение как некий высший стандарт, своеобразный «haute couture». Видеокартинка же, наоборот, часто психологически воспринимается как «дешевое» homevideo).

Итак, все возрастающая мощность компьютеров и бурное развитие программного обеспечения для видеомонтажа и постпроизводства позволит, в итоге, не только получать более качественное изображение, но и сделает программы монтажа более универсальными и «всеядными», способными справляться не только с чисто монтажными функциями но и с определенным уровнем постпродакшена, а также поддерживать работу с новейшими видеоформатами, появление которых, думается, не заставит себя долго ждать.

 

понедельник, 17 сентября 2012 г.

TKY Diamonds Effect - новый темплейт для FCPX

Simon Ubsdell продолжает радовать пользователей FCPX новыми бесплатными эффектами. На этот раз он предлагает такой симпатичный темплейт -  TKY Diamonds Effect

 

Сачать темплейт можно по этой ссылке - TKYDiamonds.zip

суббота, 8 сентября 2012 г.

Бесплатный Title Template для FCPX TKY Mondrian Squares

Интересный эффект для FCPX, выполненный в стиле полотен Мондриана. 

Этот титровый слой размещается над клипом, к которому хотите применить эффект. Для разнообразия его можно разместить и над несколькими клипами, образующими эффект полиэкрана -  split screen.

 

Скачать темплейт можно по этой ссылке - TKYMondrianSquares.zip

четверг, 6 сентября 2012 г.

Color Grading 101 with DaVinci Resolve 9

 

На сайте F-Stop Academy опубликованы 4 бесплатных урока по работе с программой цветокоррекции DaVinci Resolve 9 Lite (Beta)

 

Часть 1 - Color Grading 101 - Part 1, Getting Started in resolve 9

 

Часть 2 - Color Grading 101 - Part 2- Primary Correction in Resolve 9



Часть 3 - Color Grading 101- Part 3, Keying in Resolve 9

 

Часть 4 - Color Grading 101- Part 4, Using power windows in resolve 9