воскресенье, 23 сентября 2012 г.

Программы для нелинейного видеомонтажа. Осень 2012.

Статья впервые опубликована 05.09.2012  на сайте Broadcast.telekritika.ua

 

На открывающейся завтра выставке IBC 2012 большой интерес, безусловно, будет вызывать программное обеспечение для нелинейного видеомонтажа и постпроизводства. В нашем обзоре мы рассмотрим современное состояние этого рынка и постараемся отметить основные тенденции его развития.

Если оглянуться в недавнее прошлое, то, безусловно, точкой бифуркации, запустившей процесс перераспределения профессионального рынка программного обеспечения для монтажа и постобработки видео стал выход в июне 2011 новой версии, а точнее, совершенно новой программы Apple Final Cut Pro X, которую с прежними версиями объединяет разве что название.

Большинство пользователей FCP7 ожидали, что в новой версии Apрle просто "вольет новое вино в старые мехи", то есть перепишет ядро программы, сделав ее, наконец, 64-битной, снимая таким образом ограничения в 4 гигабайта на объем оперативной памяти, доступный для работы программы. Добавит, скажем, поддержку использования процессора видеокарты для ускорения рендеринга. Отшлифованный же десятью годами развития интерфейс программы Final Cut Pro 7 претерпит лишь небольшие косметические изменения, поскольку другие видеоредакторы часто заимствовали уже придуманное в FCP7, в том числе даже сочетания горячих клавиш. По-сути, монтажный пакет Final Cut Studio был де-факто стандартом программ для видеомонтажа и постпродакшена, на нем базировали свое производство многие профессиональные теле- и киностудии, и не удивительно что ему принадлежала почти половина американского рынка.

Однако Apple выпустила под брендом Final Cut Pro совершенно новую программу, интерфейс которой имел гораздо больше общего с любительской iMovie, чем с предыдущими версиями Final Cut Pro, за что недовольные профессионалы назвали ее iMovie Pro.

Как оказалось, в FCPX нам предложили не только новый интерфейс, но еще и, по-сути, новую парадигму монтажа. И зная Apple как законодателя мод в области высоких технологий, можно предположить что эти решения Applе могут стать новыми трендами в развитии программного обеспечения для обработки видео в ближайшем будущем.

 

 

Итак, Apple в FCPX применила несколько интересных инноваций. Во-первых, Apple известна как фирма производящая не только компьютеры (hardware), но и программное обеспечение к ним (software), причем как операционную систему так и прикладные программы. FCPX и создавался с таким расчетом, чтобы для ускорения работы программы "выжать" все по-максимуму как из аппаратного, так и из программного обеспечения. Поэтому, чем более мощный компьютер будет у вас - тем быстрее будет работать FCPX.

Теперь в программе можно «нативно», без перекодировки, монтировать медиафайлы различных видеоформатов, а если мощности компьютера не будет хватать для этого - вы в любой момент сможете перейти на использование либо оптимизированных ProRes 422, либо даже Proxy-файлов.

Другой важнейшей инновацией в FCPX стала организация работы с метаданными. Пожалуй, ни одна другая программа видеомонтажа сегодня не предлагает такие возможности в этой сфере. С переходом видеопроизводства на файловые форматы записи и хранения видео вплотную стала задача - как быстро найти не только нужный файл среди сотен и даже тысяч использующихся в проекте, но и определенный участок этого файла. Для этого FCPX использует несколько инструментов:

- Keywords - ключевые слова, которые вы можете присваивать как целому файлу, так и его части;

- Raiting (рейтинг) - Favorite для отметки понравившегося участка клипа, либо Rejected - для ненужного участка или брака;

- Smart Collection - «умные коллекции», позволяющие сохранять результаты поиска клипов по нескольким параметрам.

И хотя возможности поиска нужного клипа (либо по его имени, либо по добавленным комментариям к нему) существовала и в FCP7, и в Avid Media Composer, а для сохранения нужного участка клипа использовались сабклипы, то в FCPX работа с метаданными тесно интегрирована в программу, очень проста и позволяет даже начинающим монтажерам эффективно использовать этот инструмент. Более того, часть метаданных переносится в программу автоматически непосредственно во время импорта файла. Возможно это и повлияло на решение Apple отказаться от дальнейшего развития Final Cut Server.

То, что появление подобных модулей и в других программах монтажа не за горами, показала и реакция других участников рынка. Фирма Adobe уже включила в свой пакет CS6 новую программу - Adobe Prelude, предназначенную не только для работы с метаданными, но и для создания чернового монтажа как для Adobe Premiere Pro, так и для FCP7.

 

И третье важное нововведение в FCPX, которое и вызвало наиболее противоречивые отклики - это новая «магнитная» таймлайн. Во-первых, на таймлайн исчезли видео- и аудиотреки и осталась одна Primary Storyline - главный «сборочный конвейер», где последовательно выкладываются один за другим клипы проекта. К ним затем «пристыковываются» дополнительные клипы - перебивки, титры, музыка, шумы. Постоянно включенный на таймлайн «ripple»-режим не позволяет случайно затереть один клип другим при их перемещении или где-то оставить «дырку»-gap.

Из пяти выпущенных за год обновлений FCPX, два - 10.0.1 и 10.0.3 добавляли в программу новые функции - улучшенный кеер, «роли», мультикамеру - наверное, одну из лучших на сегодняшний день. Возможность синхронизации клипов не только по тайм-коду и маркерам, но и по времени создания клипа или по звуковой дорожке очень востребована, особенно при раздельной съемке видео и звука цифровыми DSLR-фотоаппаратами.

Остальные обновления были направлены на повышение стабильности и надежности работы программы. Возможно, выпусти Apple программу хотя бы с возможностями версии 10.0.3 - отрицательного пиара вокруг FCPX было бы меньше. А сейчас Apple приходится прикладывать значительные усилия чтобы доказать справедливость приставки Pro в названии программы. Среди свойств, которые должны появиться уже в ближайших обновлениях программы - аудоимикшер, нативная поддержка камеры RED, более привычный двухоконный интерфейс. Кроме того, недавно был опубликован новый патент Apple, в котором описывается возможность совместной работы в FCPX над одним проектом сразу нескольких человек.

Еще одно слабое место FCPX - недостаточные возможности взаимодействия с другими программами постпроизводства (для цветокоррекции, микширования и обработки звука), посредством использования XML-файлов, что неизбежно при встраивании программы в профессиональные workflow. Даже с Motion 5 взаимодействие не столь удобное, каким было в предыдущих версиях программ. Наиболее странным выглядит отсутствие возможности открывать в FCPX проекты из FCP7 и наоборот. Хотя для программистов это оказалось золотой жилой - появилось несколько плагинов сторонних фирм, которые позволяли экспортировать и импортировать проекты в FCP7, Premiere Pro или Pro Tools.

Таки образом, FCPX стал этакой "вещью в себе", рассчитанной прежде всего на то что большинство операций - монтаж видео, редактирование аудио, цветокоррекция будет производится в одной монтажной программе. То есть, получился продукт, предназначенный скорее для фрилансеров и маленьких студий, чем для больших теле- и кинокомпаний, имеющих уже отработанные профессиональные workflow. Именно этим и можно объяснить столь доступную цену в 299 USD для программы. Такое значительное снижение цены на продукт подобного уровня заставило и других производителей включится в ценовую войну.

Уход Apple Final Cut Studio из профессионального рынка вызвал массу предложений для тех кому не понравился FCPX и кто решится перейти на другие конкурирующие продукты, причем со значительными скидками.

Теперь практически единственным производителем, предлагающим пакет программ для работы с видео осталась Adobe. Hовая Production Premium Creative Suite 6, выпущенная весной 2012 позволяет почти полностью построить цикл видеопроизводства на программах Adobe. Сценарий создается в Adobe Story, инджест видео и черновой монтаж выполняется в новой программе Prelude, монтаж - в Premiere Pro, копозитинг - в AfterEffects, цветокоррекция - в недавно приобретенной SpeedGrade, запись DVD или Blu-Ray дисков - в Encore.

Основательно переработанная новая версия Adobe Premiere Pro CS6 приятно удивила скоростью работы, обновленными монтажными инструментами, новым стабилизатором изображения Warp Stabilizer.

Одним из немногих слабых мест пакета Creative Suite 6 остается отсутствие у Adobe собственного кодека для постпроизводства (как ProRes у Apple и DNxHD у Avid), который смог бы значительно снизить нагрузку на компьютер, особенно при работе с форматами, использующими сильную компрессию. Альтернатива предлагаемая Adobe - использование для ускорения работы Premiere технологии Mercury Playback Engine, базирующейся на видеокартах NVIDIA с CUDA-технологией, - автоматически оставляет за бортом огромное количество десктопов и ноутбуков. Да и стоимость таких видеокарт вполне сопоставима со стоимостью самого компьютера.

Большие надежды Adobe также возлагает на свой новый «облачный» сервис - Creative Cloud.

Что касается еще одного производителя программного и аппаратного обеспечения для работы с видео - Avid, то хотя теперь продукты фирмы и занимают доминирующее положение в крупных теле- и кинокомпаниях (по некоторым данным их доля достигает в этом секторе 80%), Avid тоже испытывает определенные проблемы. Об этом свидетельствует решение компании распродать свои консьюмерские программы (Pinnacle Studio и Avid Studio) и полностью сосредоточиться на профессиональных продуктах. Среди них лидирующее место занимает Avid Media Composer 6 - видеоредактор с более чем 20-летней историей, сочетающий умеренный консерватизм интерфейса с постепенным внедрением новаций в последних версиях - это и новые инструменты для работы на тамлайн, и возможность монтажа стереоскопического 3D видео.

Технология AMA (Avid Media Access) позволяет открывать в MC файлы различных видеоформатов, вплоть до конкурирующего ProRes, однако для больших проектов все же лучше выполнить их перекодировку в «родной» для Avid кодек DNxHD, - это повысит скорость работы в программе.

Отличие Symphony 6 от Media Composer 6 заключается лишь в наличии продвинутого модуля для цветокоррекции и Universal Mastering, работающего только при наличии аппаратного ускорителя Nitrix DX и предназначенного для легкой и простой конвертации SD и HD контента в реальном времени. Впрочем, обе программы могут работать, как в софтверном варианте, так и использовать видеоинтерфейсы Avid - Nitris DX и Mojo DX, или даже платы третьих производителей - AJA, Blackmagic Design, Bluefish444, Matrox и MOTU. Для тех, кто решит перейти с Final Cut Pro 7 на продукты Avid, предусмотрена специальная скидка.

Недавно вышла и новая версия Avid DS 11 - мощной программы для постпроизводства, создания графики, цветокоррекции и компоузинга.

В новой версии программы Edius 6.5 - значительно расширен профессиональный инструментарий - пожалуй, Grass Valley вполне могла присвоить этой версии и номер 7.0. Размещенный на логотипе программы слоган «Edit anything» - «монтируем все» вполне соответствует истине. Теперь к большинству профессиональных видеоформатов добавлена и нативная поддержка RED-файлов. Новый 10-битный QuickTime HQ/HQX кодек сейчас совместим и с платформой Mac (ранее на Mac не открывались видеофайлы с Edius, что значительно сужало возможность ее использования в профессиональных workflow). Программа обзавелась мощным инструментарием для цветокоррекции и новыми алгоритмами интерполяции изменения размеров изображения. В программу встроен стабилизатор изображения и добавлена возможность монтажа стереоскопического 3D видео (куда же теперь без этого).

В общем, программа серьезно наращивает свой потенциал - Edius явно дышит в затылок Avid, серьезно нацелившись на профессиональный видеорынок.

Программа Sony Vegas 11 постепенно эволюционировала из многоканального аудиоредактора в программу видеомонтажа. Внешне Vegas практически не меняется, в то же время, от версии к версии, добавляется поддержка новых форматов и функций. Простой и понятный интерфейс сделал Vegas очень популярным среди начинающих видеомонтажеров. Последние несколько версий выходили ежегодно в сентябре-октябре, так что возможно уже в ближайшем будущем нас ожидает появление 12-ой версии программы. Поскольку фирма Sony недавно сообщила о том, что известный аудиоредактор Sound Forge вскоре появится и на платформе Mac, то почему бы не предположить что и Vegas тоже может ожидать подобная трансформация?

Воскрешение Lightworks - одной из старейших программ монтажа которое осуществила фирма EditShare в виде бесплатной версии для Windows (в будущем обещана поддержка MacOS и Linux), добавило возможности выбора для любителей нестандартных интерфейсов. Учитывая солидную родословную программы - в ней монтировались такие известные фильмы как «Криминальное чтиво», «Миссия невыполнима», «Отступники» - попробовать стоит.

В бесплатной версии поддерживаются только основные форматы семейства DV/DVCAM/DVCPRO/MPEG 422 SD/HD. Для работы c остальными форматами необходимо проапгрейдиться до версии Lightworks Pro за 60 USD в год. Кроме того, за 2 800 USD можно докупить знаменитую Lightworks Console, которая позволит более эффективно работать с программой. В общем, программа на любителя.

Одним из главных событий на прошедшей весной выставке NAB 2012 была презентация новой версии программы для финишинга и постпроизводства Autodesk Smoke 2013. Впечатлила объявленная цена всего в 3495$ - в то время, как стоимость предыдущей версии программы для MacOS составляла 15 тысяч долларов! Более того, Autodesk пошла на беспрецедентный шаг, сделав на время бета-тестирования программу совершенно бесплатной. На данный момент доступна для бесплатного скачивания предварительная версия программы Autodesk Smoke 2013 Pre-Release Trial(v3), срок действия которой истекает 31 декабря 2012. Видимо в канун 2013 года и следует ожидать появления полнофункциональной версии программы.

Smoke 2013 получил новый, полностью переработанный интерфейс, который стал более привычен для профессионалов в области нелинейного монтажа, и даже внешним видом напоминает Premiere Pro или Final Cut Pro 7. Можно даже выбрать раскладку горячих клавиш как в FCP7, (наряду с таковыми в Smoke 2012 или Flame). Видимо это и было главной целью разработчиков - чтобы любой профессионал, знакомый с программами монтажа смог бы интуитивно, исходя из собственного опыта разобраться как работать в Smoke 2013. Они даже специально приглашали несколько монтажеров, для "обкатки" интерфейса программы. Разработчики взяли все лучшее, что было у Apple и Adobe и добавили самые передовые разработки Autodesk в области постпродакшена.

Программа состоит как бы из нескольких модулей для выполнения специализированных задач - монтажа, композитинга, кеинга, цветокоррекции. В процессе работы вы просто переходите из одного модуля в другой, оставаясь в пределах одной программы, в отличии, скажем от Adobe CS6, где такие этапы часто выполняются в различных программах, входящих в состав Creative Suite 6, а затем финальный проект собирается в Premiere Pro.

Среди профессиональных инструментов для финишинга в Smoke 2013 – Action для 3D-компоузинга, Colour Warper для профессионального грейдинга и цветокоррекции, Master Keyer для хромакеинга и другие инструменты для создания впечатляющих эффектов.

Управление медиаконтентом осуществляется с помощью MediaHub. Можно импортировать проекты из FCP7, FCPX и Media Composer, (используя форматы XML и AAF) для окончания работы над ним уже в Smoke 2013. Программу можно запустить не только на MacPro, но и на iMac и MacBook Pro.

Правда, пока что бета-версия имеет определенные проблемы с производительностью, да и не стоит забывать, что это все-таки программа для финишинга, а не видеоредактор.

 Еще одним важным фактором, влияющим на развитие программ для видеомонтажа является появление новых видеокамер.

На наших глазах произошло буквально несколько «камерных революций» - первая была связана с выпуском RED ONE, вторая - Canon 5D Mark II, и сейчас - появление новой Blackmagic Cinema Camera, которая позволяет снимать видео в несжатый 12-битный RAW-формат, а также ProRes и DNxHD. Если фирма Blackmagic действительно выдержит заявленную цену в 3000 USD за камеру, то грядет новая ценовая революция в сфере кинопроизводства (Когда-то фирма Blackmagic уже совершила подобную революцию - снизив цену на профессиональные платы для видеомонтажа ниже психологического барьера в 1000 долларов).

В комплекте с камерой будет также идти программа для грейдинга и цветокоррекции DaVinci Resolve 9 - один из безусловных лидеров программного обеспечения в этой сфере. Основательно переработанный интерфейс теперь позволяет запускать программу на ноутбуках. Программа поддерживает импорт проектов практически из всех видеоредакторов (экспорт в XML из Premiere Pro / FCP 7/ FCP X и AAF из Media Composer). Инструменты для вторичной цветокоррекции позволяют легко и точно выделять цвет человеческой кожи, небо, траву для их коррекции. Встроенный трекер точно «привязывает» маску к движущемуся объекту. И наконец, огромная библиотека встроенных пресетов - «DaVinci Resolve Looks», напоминающая такие же в FCPX или Magic Bullet Looks - может послужить начинающим колористам отправной точкой для их дальнейшего творчества.

Итак, явно прослеживается главное направление развития современного видеопроизводства - получение большой, четкой, сочной и стилизованной «кинокартинки» за относительно небольшие деньги (менее 10 000 USD).

К этому ведет:

- постепенный переход от сильнокомпрессированных (H.264 и будущего H.265) к несжатым RAW-форматам, которые предоставляют более широкие возможности на этапе постпроизводства;

- дальнейшее увеличение разрешения и качества изображения сначала до 4К, а затем и выше. (Японские компании уже начинают выпуск 4K телевизоров);

- возрастающая роль цветокоррекции и грейдинга, которые используются как для улучшения качества отснятого изображения, так и для его стилизации. Придание изображению стилизованного вида (look), служит не только для решения определенных творческих задач, но и для его «облагораживания», а стилизация «под кинопленку» (которая сегодня является своеобразным стандартом изображения, сочетающего в себе четкость картинки, сочность цветов с аурой дорогостоимости), «валоризирует» картинку - ведь такое изображение должно и выглядеть «дорого».

(За более чем сотню лет развития кино наш глаз уже воспринимает киноизображение как некий высший стандарт, своеобразный «haute couture». Видеокартинка же, наоборот, часто психологически воспринимается как «дешевое» homevideo).

Итак, все возрастающая мощность компьютеров и бурное развитие программного обеспечения для видеомонтажа и постпроизводства позволит, в итоге, не только получать более качественное изображение, но и сделает программы монтажа более универсальными и «всеядными», способными справляться не только с чисто монтажными функциями но и с определенным уровнем постпродакшена, а также поддерживать работу с новейшими видеоформатами, появление которых, думается, не заставит себя долго ждать.

 

1 комментарий:

Unknown комментирует...

желтизной попахивает, либо явным недостатком практики использования оного софта

Адобу правда нужен собственный кодек? Да он же спокойно читает тот же прорес, так что мешает кодировать все тем же мпег стримклипом и работать в проресе?
Посмотрим на ситуацию с другой стороны. Возьмем, к примеру, реальный проект: 8 камер, 50 рабочих смен на сезон проекта. Это 350-450 гб материала каждый съемочный день, в Proxy такой день весит около 600-700 ГБ. Для работы с подобным материалом нам понадобится около 20 - 25 терабайт свободного дискового пространства ТОЛЬКО для прореса, и еще в полтора раза менее - для исходников. Это два RAID массива по 24 ТБ каждый. Стоимость такого массива превышает подавляющее большинство видеокарт от NVIDIA, включая и проф. линейки вроде квадры и теслы.

Так где реальная выгода от кодирования в прорес? Транскод - страшное прошлое, благодаря меркури, который кстати на обычном CORE i7 3930k в связке с GeForce 570 и 32 гб оперативы врывает любой мак-про с FCP 7 на борту. Опять же - разница в цифрах стоимости железа коллосальная.

Чего премьеру до сих пор не хватает, так это еще более минималистичного интерфейса, а так же возможности открывать проекты вкладками. Во всем остальном он уже давно стал рентабельней FCP7