Журнал «ТВ Технологии», совместно с «ECS/Apple IMC in Ukraine» продолжает серию статей о Apple Final Cut Studio 2. В сегодняшнем выпуске нашей постоянной рубрики «Мир Apple Final Cut Studio» мы расскажем о «новичке», появившемся в составе FCS 2 - программе для цветокоррекции Apple Color. Однако за новым брендом скрывается известный продукт фирмы Silicon Color - Final Touch. На сайте самой компании размещено объявление о том, что она с удовлетворением сообщает о том, что все технологии Silicon Color и ее интеллектуальная собственность, включая программное обеспечение Final Touch было приобретено Apple. Final Touch использовалась, например, при цветокоррекции промо-трейлеров к фильму «X-Men 3: The Last Stand». Причем, стоимость программы FinalTouch HD, которая могла работать с Final Cut Pro составляла 5000$, а FinalTouch 2K, предназначенной для работы с киноматериалом вообще достигала 25 000$! Теперь же Apple предлагает Color в состав Final Cut Studio, т.е. в комплекте с другими программами меньше, чем за 1500$! Теперь профессиональная цветокоррекция стала доступна всем. Спешите погрузится в мир Color’a!
Немного о цветокоррекции.
Цветокоррекция, или как этот процесс профессионально именуется в сфере пост-продакшенс – color grading – (grading (англ.) - упорядочение, градуировка, разбивка по ступеням, калибровка) – это процесс изменения или улучшения цветовых и яркостных параметров исходного кино-, видеоматериала с помощью специального программного и аппаратного обеспечения. Хотя оба термина - цветокоррекция и грейдинг обычно используют взаимозаменяемо, но некоторые колористы считают, что термин «цветокоррекция» описывает процесс устранения недостатков в изображении, тогда как процесс «грейдинга» – это, скорее, создание общего визуального стиля изображения.
Каковы же основные функции цветового грейдинга?
· Обеспечение как можно более точного соответствие отснятого материала цветовой гамме исходного объекта съемок;
· Компенсация и устранения различных операторских неточностей – ошибок в балансе белого, при съемке одной сцены разными камерами, или в различных условий освещения, короче говоря, приведение отснятой сцены к единому «цветовому знаменателю».
· Оптимизация изображения для использования спецэффектов, в частности, кеинга.
· Создание определенного визуального стиля ("look") фильма;
· Расширение и/или изменение настроения сцены - визуальный эквивалент музыкального сопровождения фильма.
Современные визуальные тенденции сегодня движутся в направлении более творческого использования цвета - улучшения эстетики изображения, создание стилизованного вида, придания сцене определенного настроения.
Типичнейший и уже ставший шаблонным прием – использование холодно-синих оттенков для ночных и напряженных сцен, например, в триллерах, и теплых, желто - горячих цветов для сцен спокойных и интимных. Многие голливудские сериалы также используют цвет в художественных целях – вспомним хотя бы «CSI: Место преступления», где цвет часто несет драматургическую нагрузку, и создает неповторимый визуальный стиль сериала. Каналы Discovery, Viasat History, National Geographic в своих научно-популярных и документальных фильмах также творчески используют цветовые решение. А современные клипы – вот уж где есть разгуляется фантазии колористов.
Отснятое видео сегодня часто стилизуют «под кино», с помощью специальных фильтров в программах монтажа и компоузинга, почти в каждом видеоредакторе есть «эффект «старого кино» - это обычно коричневая «сепиа», имитирующая поцарапанную пленку.
Более того, кино никогда не было «бесцветным» - многие фильмы еще на заре кинематографа, в самом начале ХХ века не были абсолютно черно-белыми – пленка окрашивалась (варировалась) в разные цветовые тона.
Вспомним, уже ставший хрестоматийным, художественный прием из Эйзенштейновского «Потемкина», где в черно-белом фильме поднимался раскрашенный вручную красный флаг. В тоже черно-белом «Иване Грозном», появились уже полностью цветные эпизоды, где за каждым из цветов Эйзенштейн закрепил определенные драматургические темы – здесь цвет выступил аналогом музыкальных лейтмотивов. Другим режиссером, много экспериментировавшим с цветом был М.Антониони. В «Красной пустыне» он даже красил траву в нужный ему цвет – элементарная задача для современной цветокоррекции. В «Тайне Обервальда» Антониони много экспериментировал с телевизионными и, тогда еще, аналоговыми видеотехнологиями, изменяя цветовую окраску кадра.
В конце 90-хх годов ХХ века наступает эра DI. Digital Intermediate (DI) – это современный процесс перевода отснятого материала с кинопленки в цифровую форму в виде файлов Kodak Cineon или SMPTE DPX, для дальнейшего его цифрового монтажа и пост-продакшена, завершающийся созданием «цифрового негатива», который потом уже окончательно выводится на пленку. Собственно, здесь и проходит граница между кино и видео – 10 bit log (имеющие 1024 градации для каждого из цветовых каналов RGB) кинофайлы Cineon обладают гораздо большим цветовым и яркостным диапазоном, чем, обычные 8-битные линейные видеофайлы (у них – лишь 256 уровней RGB).
В 1998 Голливуде вышел фильм «Плезентвиль», сделанный с помощью DI, в котором широко использовался эффект соседства в одном кадре цветного и черно-белого изображения (сегодня его так и называют - «эффект Плезетвиль»).
Братья Коэны, которые уже давно используют FCP для киномонтажа, в фильме «О, брат, где ты?» (2000), с помощью технологии DI достигли впечатляющих цветовых эффектов. Сейчас колорист – одна из самых востребованных и высокооплачиваемых специальностей в киноиндустрии. Программное обеспечение для цветокоррекции (da Vinci, Autodesk Lustre) стоит десятки, а то и сотни тысяч долларов. Сегодня уже подавляющее большинство голливудских фильмов используют процесс DI.
Apple точно почувствовала этот все возрастающий интерес к колористическим решениям в кино и на телевидении, и учитывая постепенную эволюцию FCS не только в сторону HD, но и в сферу кинопроизводства (модуль для киномонтажа – Cinema Tools работал еще с 4 версией Final Cut Pro), и решила включить в состав Final Cut Studio 2 новый продукт – Color.
Интерфейс.
Первая неожиданность, для пользователей FCS после запуска Color – это совершенно не «файнелкатовский» интерфейс программы. Нейтрально-серый цвет интерфейса, однако, оптимален именно для процесса цветового грейдинга – тот же Shake, как и большинство других программ композитинга и цветокоррекции имеют такую же цветовую гамму – она не утомляет глаза, особенно во время многочасового цветового грейдинга. Кроме того, в помещении, где проводится цветокоррекция не должно быть окон, а стены должны быть выкрашены в такой же нейтрально-серый цвет. Для освещения используется специальный источник света.
Окно программы делится на 2 части. В левой части – Scopes, расположены: окно Preview с исходным видеоматериалом и несколько инструментов, предназначенных для контроля уровня видеосигнала - Waveform monitor, Vectorscope, Histogram, 3D color. Color поддерживает и 2-х мониторный режим. В этом случае на одном мониторе виден рабочий интерфейс программы, а на другом – видео или вектроскопы. Оптимальное разрешение экрана при работе с Color – не менее 1680x1050.
В своей работе колористы часто используют весьма любопытный инструмент, так называемые, «шары» - специальные контроллеры для управления цветовыми параметрами.
Работать с такими «шарами» гораздо удобнее, чем с мышкой - вам нет необходимости отвлекаться от итоговой картинки, пытаясь попасть мышкой на нужный вам параметр интерфейса программы. Кроме того, «шары» позволяют при грейдинге одновременно изменять как минимум два параметра, а не один, как при работе с мышкой. Apple Color поддерживает работу с Control Surface фирм JLCooper (MCS-3000, MCS-Spectrum, MCS-3400, MCS-3800, EclipseCX) и Tangent Devices (CP100, CP200 Series Control Surface).
В правой верхней части окна программы находятся 8 закладок (tabs), которые в Color носят название rooms («комнат») – Setup, Primary In, Secondaries, Color FX, Primary Out, Geometry, Still Store, Render Queue. Каждая из таких «комнат» соответствуют различным этапам цветокоррекции, именно в той последовательность, в которой эти операции следуют друг за другом при обычном color grading’e. В каждой из «комнат» собраны все необходимые инструменты для данного этапа грейдинга. Если вы используете Control Surface, то за каждым из контроллеров в каждой из «комнат» закреплены различные функции. Согласитесь, интерфейс Color’a, столь пугающий при первом знакомстве, оказывается довольно продуманным и логичным.
Начинаем работу.
Можно начинать работу просто создав проект в Color и импортировав необходимые файлы. Однако, гораздо удобнее отсылать в Color целую секвенцию прямо из Final Cut Pro 6, используя для этого команду меню File>Send To>Color.
Также можно экспортировать секвенцию сначала в формат XML, а затем уже ее открыть в Color. Именно так работал с Final Cut предшественник Color – FinalTouch.
И хотя Color довольно устойчив, специалисты все же рекомендуют работать с секвенциями длиной до 10 минут, которые имеют меньше 200 монтажных склеек. Еще совет – не пытайтесь сделать весь грейдинг в одной «комнате» - ведь каждая из них срециально предназначена для определенного этапа работы.
Итак, первая «комната» Color - Setup. Здесь вы можете установить настройки проекта, импортировать дополнительные файлы, и т.д. Если секвенцию вы получили прямо из FCP, то настройки проекта автоматически будут соответствовать ее параметрам. Здесь также задаются параметры Broadcast Safe controls, которые ограничивают максимальные значения яркости видеосигнала.
Далее следует Primary In. Здесь вы производите первичную цветокоррекцию всего изображения, можете придать ему желательный цветовой оттенок и контрастность. Начинать рекомендуется с настройки контрастности изображения, а затем переходить к его цветовой гамме. Можно сразу нажать на кнопку Auto Balance – Color неплохо справляется с автобалансировкой изображения. Если результат вас не удовлетворит, попробуйте вручную «поиграть»цветами.
Вверху панели расположены 3 «колеса» для работы с цветом, соответственно, в темных (Shadow), нормальных (Midtone) и ярких (Highlight) областях изображения. Три вертикальные полоски, расположенные слева регулируют - Hue, Saturation, Contrast. Чтобы видеть все изменения при операциях с цветом не забудьте кликнуть в левом верхнем углу панели, рядом с надписью Enable.
Для сброса параметров используется кнопочка Reset, расположенная слева внизу от каждого из «колес». В центре панели Primary In расположены кривые (Curves) для каждого из каналов цвета Red, Green, Blue и Luma. В Color также доступны и операции редактирования на таймлайн – Roll, Ripple, Slip, Split и Splice Edit.
Secondaries «room» служит для работы уже с определенной частью изображения. С помощью масок - в Color они носят название Vignettes (виньетки) - вы можете выделить часть изображения и откорректировать только его, сделав, скажем, траву – зеленее, а небо – синее. Color позволяет создавать до 8 «виньеток», но учитывая то, что вы можете использовать как «внутреннюю» так и внешнюю часть маски – их количество достигнет уже 16. Форма виньеток – овальная или прямоугольная. Для создания Vignettes произвольной формы нужно выбрать Custom Shape – и программа вас перенаправит в «room» Geometry, специально предназначенную для этого. Кроме того, Vignettes можно прикрепить с помощью трекера к движущемуся объекту.
Кроме «виньеток» вы можете использовать и кеинг для выделения одноцветных объектов.
Здесь вы можете создать и «эффект Плезентвиль». В отличии от программ композитинга, для которых многослойность – основной структурный элемент композиции, Color работает только с одним слоем, поэтому и все маски-«виньетки» расположены на нем.
Color FX «room» позволяет вам создавать свои собственные цветовые эффекты и стили, используя «древовидную» структуру (node-based) эффектов, знакомую многим по программе Apple Shake.
Слева представлены различные эффекты из которых можно строить свои цепочки. Справа – библиотека уже готовых пресетов с различными визуальными стилями.
Primary Out во многом подобна Primary In, однако здесь вы применяете цветокоррекцию к изображению уже прошедшему обработку на других этапах цветового грейдинга. В этой «комнате» оптимально сделать ярче или темнее все изображение, перед окончательным просчетом его.
Geometry позволяет панорамировать, вращать, масштабировать изображение.
Кроме того, здесь можно применять трекинг и создавать маски произвольной формы, используя B-Spline.
Still Store – хранилище снимков, запечатлевших определенные этапы работы над изображением. Вы можете разделить изображение на две части, чтобы сравнить его вид на определенном этапе работы с финальным.
Render Queue – здесь выполняется окончательный просчет изображения. Поддерживается рендер в RGB с разрешением до 4:4:4 32-bit с плавающей запятой при использовании рекомендуемых видеокарт. Для сохранения максимального качества изображения после грейдинга для финального просчета лучше использовать либо некомпрессированный формат 4:2:2 (8- или 10-bit), либо новейший кодек Apple ProRes 422(HQ).
После этого вы можете использовать команду File>Send To> Final Cut Pro - и в FCP появится секвенция из Color с надписью (from Color).
На каждый клип вы можете применять до 4 различных грейдингов (Grade 1-4).
А в каждом из грейдингов разноцветные полоски под клипом на таймлайне показывают в каких корректировочных «комнатах» вы побывали – P– Primary In, S- Secondary, CFX -Color FX, PO – Primary Out. Грейдинги легко копируются на другие клипы простым перетаскиванием мышью.
Кроме того, параметры грейдинга можно изменять с помощью ключевых кадров– keyframe.
Чего Color пока не может.
На данный момент Color имеет версию 1.0.2. К сожаление, еще не полностью реализованы возможности взаимосвязи Color c другими продуктами Final Cut Sudio, как, скажем, это сделано в связке FCP-Motion - ведь Color пока не работает ни с Live Type, ни с Motion.
Поскольку грейдинг – практически последний этап работы над видеоматериалом, то перед отправкой секвенции в Color, необходимо просчитать эффекты, статичные картинки, переходы. Титры Color тоже не поддерживает, так что их придется накладывать уже позднее в FCP.
Короче говоря, если у вас сложный проект, с одновременным использованием многих приложений FCS, и грейдинг – не самый важный этап работы, – используйте встроенные фильтры из FCP, например, «Color Corrector 3-way». Если же вы решили придать своему фильму «стильный» внешний вид – смело погружайтесь в цветовое пространство Color’a и помните, что работа в Color – это и наука, и искусство.
3 комментария:
Cпасибо за статьи! Очень мало инфы на русском, а вы тут как тут)))))
Пишите еще.
Милая статья!
Слежу за вашим блогом тк сам ярый сторонник
FCP 2
Большое спасибо!
Отправить комментарий