В сегодняшнем выпуске нашей постоянной рубрики «Мир Final Cut Studio» мы продолжим разговор о новых возможностях видеоредактора FCP 6, о том зачем нужны монтажные видеоплаты и с какими из них работает Final Cut Pro…
Сегодня мы с вами являемся свидетелям еще одной революции, происходящей в видеоиндустрии – это HD–революция. High Definition, видеоизображение высокой четкости наступает по всем фронтам.
Во-первых, профессиональное теле- и видеопроизводство на Западе уже практически полностью перешло на HD-форматы. Соответственно, обновляются линейки как съемочного, так и монтажного оборудования. Даже в секторе бытовых видеокамер появляется все больше камкордеров с поддержкой разрешения выше стандартного. Вообще, кто поработал с изображением в HD вряд ли уже захочет возвращаться к работе с видео стандартного разрешения.
Во-вторых, дешевеют и средства просмотра этого контента – плазменные и жидкокристаллические телевизоры, проекторы. А на таких высококачественных и большеразмерных экранах очень хорошо видны артефакты компрессированного видео. А это, в свою очередь, резко повышает требования к качеству смонтированного видеоизображения.
Программы для видеомонтажа, в частности Final Cut Pro, уже давно поддерживают монтаж HD-видеоматериала.
Если вспомнить недавнее прошлое, то видеомонтажные платы использовались не только для захвата видео с аналоговых источников (S-VHS, Betacam SP), по и помогали центральному процессору компьютера в обсчете разнообразных эффектов. С появлением все более мощных и многоядерных процессоров вопрос о видеоплатах, позволяющих ускорить обсчет видео становился менее актуальным. Воспроизведение в реальном времени нескольких слоев DV-видео с примененными к ним эффектами для современных многоядерных компьютеров – задача вполне посильная.
Но с приходом HD-форматов, нагрузки на процессор возросли многократно, да и к тому же, не все профессиональные форматы используют разъем IEEE-1394 FireWire (им оборудованы не только компьютеры Apple). В оcновном, через FireWire работают форматы DV-семейства (DV, DVCAM, DVCPRO, DVCPRO50, HDV). Однако несколько профессиональных форматов поддерживают работу с цифровыми сериальными интерфейсами HD/SD SDI. Это - Digital Betacam (SDI), HDCAM, D5, HDCAM SR. Кроме того, на службе еще остаются магнитофоны аналогового формата Betacam SP. Для его оцифровки необходимы аналоговые компонентные входы и выходы. То есть, без специализированных монтажных видеоплат нам никак не обойтись.
Мы привыкли, что платы для видеомонтажа представляют собой PCI-платы (а в последнее время и PCI-Express), которые устанавливаются внутри корпуса системного блока компьютера. Такая архитектура автоматически исключает использование их совместно с портативными ноутбуками. Прерогативой ноутбуков остаются форматы, работающие исключительно через FireWire.
Но ведь существует огромная потребность в профессиональном монтаже в, так сказать, «походно-полевых условиях». Но туда с собой монтажную станцию не возьмешь, а монтажные платы в ноутбук не вставишь.
Решение этой задачи предложила фирма AJA – известный производитель видеоплат для нелинейного монтажа, как для платформы Mac так и Windows. Она создала новое оригинальное устройство для видеомонтажа - AJA Io HD на основе новейшего кодека Apple ProRes 422, которое можно легко транспортировать и подключать как к обычным компьютерам Mac Pro, так и к ноутбукам MacBook Pro.
Io HD – это первое устройство, поддерживающие Apple ProRes 422 и Apple ProRes 422 (HQ) кодек, в, так сказать, «железном», аппаратном, а не программном виде, позволяющее монтировать 10-битное SD и HD (720 и 1080) видео в полном растре с 4:2:2 качеством в реальном времени на ноутбуках MacBook Pro.
Почему именно Apple Pro Res 422 стал основой архитектуры AJA Io HD?
Конечно, для получения максимального качества изображения желательно использовать некомпрессированное видео. Однако цифровые потоки и размеры файлов несжатого HD-видео сегодня делают их монтаж недоступным не только для ноутбуков, но и для многих десктопов. Да и для записи на какой-то носитель – видеопленку или флеш-карту, HD-камерам необходимо использовать какой-то алгоритм сжатия. За это приходится расплачиваться ухудшением качества изображения и появлением визуальных артефактов.
Поэтому, широко популярный ныне формат HDV (своеобразный эрзац HD для массового применения) имеет существенный недостаток – он практически непригоден для поспродакшена – кеинга, цветокоррекции и т.д. А дальнейшее пересжатие HDV материала для записи на DVD часто снижает качество видео вообще до уровня DV.
Фирма Apple предложила блестящий выход из «HDV-тупика» в виде нового кодека Apple ProRes 422, который предназначен для того, что бы, с одной стороны, сохранить максимальное качество изображения, с другой – значительно уменьшить размеры и потоки HD-видеофайлов. ProRes – это 10-bit кодек с полным разрешением, и визуально практически невозможно отличить видео, сжатое при помощи ProRes от несжатого. Другие кодеки ведут к визуальным потерям качества изображения, или обрабатывают материал с 8-битным качеством. При сжатии кодеком ProRes 422 размер HD файлов становиться соизмеримым с размером SD файлов.
Поэтому настоятельно рекомендуется материал, снятый в HDV или с помощью новой камеры SONY XDCAM EX-1, которая тоже использует сильное сжатие, сразу же конвертировать с помощью Final Cut Pro в Apple ProRes 422 и весь дальнейший монтаж и пост-продакшен осуществлять уже в этом формате.
Работы над Io HD начались в 2006 году. Io HD изначально задумывалось как переносное мобильное устройство, позволяющее работать с ProRes не только в студии, но и в полевых условиях. В IoHD для подключения используются только стандартные кабели, которые в случае утери легко можно заменить. Восхищает продуманный дизайн IoHD - прибор не только крепок как сталь, но и оборудован специальной рукояткой для его переноса - монтажер, которому постоянно нужно перемещать все свое оборудование с одной съемочной площадки на другую, по достоинству оценит это дизайнерское решение.
Любопытно, что устройство не имеет раздельных HD-SDI и SD-SDI входов (или даже компонентных SD/HD входов/выходов) - в этом нет необходимости, так как после обнаружения SDI сигнала, Io HD само определит тип сигнала и проинформирует вас об этом - на передней панели загорится соответствующая надпись.
Разработчики снабдили устройство даже HDMI входом – некоторые камеры уже оборудованы этим весьма перспективным интерфейсом. А HDMI выход позволит наблюдать за ходом видеомонтажа на плазменной или жидкокристаллической HD-панели.
Io HD может выводить некомпрессированное, видео и DVCPRO-HD прямо с таймлайна, а также захватывать DVCPRO-HD на MacBook Pro или MacPro. Но, скорее всего, Io HD будет использоваться именно для работы с кодеком ProRes.
Io HD работает на новом драйвере AJA, cхожем с драйвером платы KONA. Драйвер Io HD поддерживает работу с RGB, что позволяет в свою очередь напрямую экспортировать видео в такие приложения как Adobe After Effects,™ Autodesk Combustion™ и Apple Motion.™ При работе с Final Cut Studio 2, Io HD обеспечивает захват видео и звука и их аппаратную обработку.
AJA Io HD (вид сзади)Ключевые возможности IoHD:
· Кодеки Apple ProRes 422 и ProRes 422 HQ – аппаратная обработка в реальном времени 10-bit 422 SD и HD 720/1080 в полном разрешении.
· 10-bit HD аппаратная повышающая/понижающая/кросс конверсия.
· 2x SD-SDI/HD-SDI вход/выход (вложенный 8-ми канальный SDI звук на входе/выходе).
· SD/HD компонентный вход/выход.
· Композитный и S-video вход/выход.
· HDMI видео с 8-ми канальным звуком на входе/выходе.
· AES/EBU 8-ми канальный небалансный аудио- вход/выход.
· Аналоговый 4-х канальный балансный аудио- вход/выход (XLR).
· Аналоговый 2-х канальный балансный аудиовыход (RCA – для мониторинга).
· Синхронизация Genlock (петлевая).
· Управление устройством воспроизведения по RS-422.
· LTC тайм-код вход/выход.
· Порт FireWire 800 для соединения с ноутбуком MacBook Pro или рабочей станцией MacPro.
· 3 года гарантии.
AJA KONA
Линейка плат AJA KONA предназначена для работы в среде Final Cut Pro на базе Mac OS X. В отличии от Io HD – KONA, так сказать, «традиционная» плата, которая вставляется в PCI и PCI-Express слоты компьютера.
KONA – это линейка плат ввода/вывода для работы с некомпрессированным видео, так что любой кодек, будь то DVCPRO-HD или ProRes обрабатывается процессором. KONA 3 и KONA LHe поддерживают аппаратную обработку DVCPRO-HD и HDV, что в свою очередь высвобождает процессор Mac для выполнения других задач, например, RT эффектов. Эта еще одна уникальная возможность, которую вы не найдете в других решениях. Таким образом, KONA поддерживает практически все возможности FCP: работа с некомпрессированным видео, поддержка ProRes, DVCPRO-HD, HDV, DVCPRO50 и др.
Ключевые свойства «топовой» платы AJA КONA 3:
· Разрешение SD, HD, Dual Link, 2K.
· SDI, HD-SDI, Dual Link HD-SDI 4:4:4 и 4:4:4:4 .
· Поддержка Apple ProRes 422 и Apple ProRes 422 HQ .
· Поддержка шины 4х PCI-Express .
· Аппаратная поддержка кодеков HDV и DVCProHD .
· Аппаратная поддержка RT Extreme эффектов в Final Cut Pro .
· Аппаратный повышающий и понижающий конвертер вещательного качества на цифровых и аналоговых входах/выходах.
· 12-битный аналоговый HD видеовыход (Component, Composite) .
· HD/SD вывод видео или альфа-канала .
· Внутренний аппаратный HD/SD кейер.
· 8 каналов цифрового 24-битного AES и Embedded звука.
· Созданные совместно с разработчиками Apple драйверы.
· Поддержка Apple Final Cut Pro, Shake, Aperture, Color, Adobe PhotoShop, AfterEffects, Autodesk Combustion .
· Управление через RS422 интерфейс .
· Наличие коммутационного блока (опционально).
Multibridge Eclipse
Компания Blackmagic Design, известная своими платами серии DeckLink, в свое время создавшими настоящий фурор на рынке видеооборудования благодаря сверхнизкими ценам и высокому качеству изображения, также имеет в своем арсенале и внешний PCI Express блок ввода/вывода Multibridge. Multibridge имеет две разновидности Multibridge Pro и Multibridge Eclipse, у которых имеются различные входы/выходы.
Поскольку интерфейс 10 Gbps PCI Express в 25 раз быстрее, чем FireWire, то Multibridge позволяет захватывать некомпрессированное видео и воспроизводить его в различных форматах, начиная от 10 bit некомпрессированного SD, HD и 2K и заканчивая 10 bit RGB 4:4:4.
Новая модель Multibridge Eclipse имеет 3 Gb/s SDI разъемы. Обычная скорость передачи данных при работе с HD-SDI составляет 1,5 Gb/s, SDI разъемы Multibridge Eclipse обеспечивают скорость в два раза быстрее, имея при этом возможность работы с обычным HD-SDI и SD-SDI оборудованием. 3 Gb/s SDI позволяет работать с 4:4:4 RGB видео, используя только один BNC разъем, однако самым главным является то, что компания Blackmagic разработала технологию, которая при скорости 3 Gb/s позволяет работать с киноразрешением 2K (2048 x 1556) в реальном времени. Это означает, что теперь вы можете работать с 2K в реальном времени, также как вы это делаете с HD и SD видео!
Также Multibridge имеет встроенный HDMI вход, по которому вы сможете захватывать видео с камер, имеющих HDMI выход. По HDMI (который имеет пропускную способность до 10 Gbit/sec против 800 Mbit/sec у IEEE-1394b) вы получаете высококачественный некомпрессированный видеосигнал, благодаря чему можете использовать различные кодеки, например, JPEG, DVCPRO HD и ProRes. В отличие от сжатого видео, захваченного по FireWire, видео, захваченное по HDMI, можно использовать для создания качественных видеоэффектов и выводить в реальном времени на широкоэкранные плазменные панели и профессиональные видеомониторы.
При работе в Final Cut Pro, Multibridge, подключенный по PCI Express, поддерживает работу с несколькими слоями видео с эффектами, 10 bit YUV рендеринг, многоканальный звук и другие возможности. Multibridge полностью совместим с таким программами, как After Effects®, Shake™, Motion™, Combustion™ и Photoshop®. Программная утилита Blackmagic Deck Control, идущая в комплекте с платой, позволяет дистанционно захватывать и выводить материал. В комплекте Multibridge также идет утилита RGB QuickTime™, обеспечивающая предпросмотр из After Effects и Combustion™ видео с эффектами реального времени на внешнем мониторе. При рендеринге используется 16-bit Blackmagic codec, поэтому на выходе вы получаете качественное 10 bit SDI видео.
Multibridge Eclipse обеспечивает захват и вывод аналогового и SDI видео в SD и HD разрешении, 12-канальный AES и 4-канальный балансный звук, HDMI вход/выход, Dual Link 3 Gb/s SDI вход/выход, а также имеет 32 независимых индикатора звука на передней панели, так что вы сможете наблюдать изменения уровня звука на всех 16 аудио входах/выходах.
MOTU V3HD
Известный производитель звуковых карт фирма MOTU решила внести свою лепту в развитие HD и выпустила новое устройство, которое совмещает в себе высококачественную звуковую карту с возможностью работы с видео высокого разрешения. Любопытно, что на выставочных стендах аудиофирм ее рекламируют как звуковую карту с поддержкой HD-видео. А на стендах фирм, торгующих видеооборудованием она выставляется как видеоконвертор с хорошей звуковой картой.
V3HD - это внешний блок, который позволит соединить между собой все ваше оборудование, начиная от обычных SD камкордеров и CRT мониторов и заканчивая новейшими моделями профессиональных HD камер, видеодек, LCD мониторов и плазменных панелей. Вместе с V3HD можно осуществлять одновременный мониторинг HD и SD видео при понижающей или повышающей конверсии в реальном времени.
Ключевые свойства V3HD:
Подсоединяется по FireWire, обеспечивает захват и вывод HD и SD видео при работе на любом компьютере, имеющем FireWire интерфейс, включая ноутбуки Mac и PC.
Поддержка Apple Final Cut Pro и Adobe Premiere Pro.
Захват и вывод 720 и 1080 HD по FireWire через стандартный формат захвата DVCPro HD (100 Mb/sec) для обеспечения прямого импорта в и вывода из Final Cut и Premiere.
Захват и вывод uncompressed 10-bit SD видео.
Вывод по HDMI - вы можете подсоединить HD плазменную панель, LCD монитор или DLP проектор для мониторинга в HD качестве.
Аппаратная повышающая SD-to-HD конверсия вещательного качества в реальном времени и аппаратная понижающая HD-to-SD конверсия вещательного качества в реальном времени.
Различные режимы масштабирования для понижающей/повышающей конверсии - anamorphic, pillar box, letterbox, 14:9 pillarbox, 14:9 letterbox и full screen.
Одновременная работа с HD/SD источниками.
Размер 2 RU.
Видео входы/выходы:
1 x HD-SDI вход/выход (4:2:2 10-bit) на независимых BNC разъемах.
1 x SD-SDI вход/выход (4:2:2 10-bit) на независимых BNC разъемах.
1 x дополнительный HD-SDI выход.
1 x дополнительный SD-SDI выход.
1 x HDMI выход (4:2:2 10-bit, YCbCr или RGB).
Поддержка вывода по DVI через HDMI-to-DVI переходник (в комплект не входит).
1 x HD компонентный вход/выход (10-bit, YPbPr или RGB) на независимых BNC разъемах.
1 x SD компонентный вход/выход (10-bit, YPbPr или RGB) на независимых BNC разъемах.
1 x композитный вход/выход (10-bit).
1 x S-video вход/выход (10-bit).
1 x 400 Mbit (1394) FireWire A.
2 x 800 Mbit (1394b) FireWire B.
Аудио входы/выходы:
32 аудиоканала.
8-канальный аналоговый вход/выход с частотой семплирования от 44.1 до 192kHz.
8-канальный ADAT оптический цифровой вход/выход (до 96kHz).
8-канальный AES/EBU цифровой вход/выход с частотой семплирования до 96kHz.
Видеоформаты:
V3HD поддерживает следующие входные и выходные видеоформаты:
- SD - 576i25 (PAL), 480i29.97 (NTSC).
- HD - 720p23.976, 720p24, 720p25, 720p29.97, 720p30, 720p50, 720p 59.94, 720p60, 1080p23.976, 1080p24, 1080p25, 1080p29.97, 1080p30, 1080PsF23.976, 1080PsF24, 1080PsF25, 1080PsF29.97, 1080PsF30, 1080i25, 1080i29.97, 1080i30.
V3HD может выводить следующие форматы из Final Cut Pro:
- SD - Uncompressed 8-bit и 10-bit, DVCPro и DVCPro 50 при 480p23.976, 480i29.97 и 576i25.
- HD - DVCPro HD 720p при 720p23.976, 720p24, 720p25, 720p29.97, 720p30, 720p50 (см. примечание ниже), 720p 59.94, 720p60; DVCPro HD 1080i50 (1440 x 1080) и 1080i60 (1280 x 1080) и1080i при тех же кадровых частотах.
V3HD может захватывать и выводить 1080i50 при 30 fps, что дает лучшее разрешение (1440 pixels wide), чем 1080i60 (1280 pixels wide). Однако, формат 1080i50 не так широко поддерживается, и может быть не воспроизведен другими, совместимыми с DVCPro HD, устройствами, такими как DVCPro HD деки или камеры.
Короче говоря, если вам, кроме видеомонтажа, еще нужна и серьезная работа со звуком, то MOTU V3HD – это ваш выбор.
На этом мы будем завершать наш небольшой обзор монтажных видеоплат, с помощью которых Apple Final Cut Pro становиться безусловным лидером в области монтажа HD и SD-видео.
Комментариев нет:
Отправить комментарий