понедельник, 27 июня 2011 г.

Реквием по FCPX ?


Волна ожесточенных дискуссий захлестнула интернет. Ее спровоцировал выпуск новой версии Final Cut Pro X. Пожалуй, даже не припомню, когда еще выход новой версии программного продукта порождал бы такую жаркую дискуссию в профессиональной (и не только) среде. Новый FCPX стал даже поводом для острот юмористов на американском ТВ. Один ярый противник FCPX даже начертал формулу - FCPX = Windows Vista (большего оскорбления, как я понимаю, для него трудно себе представить:-)))))

Одни профессионалы категорически не приемлют новый "iMovie Pro", грозясь переметнутся в лагерь "противников" - сменить Final Cut Pro X на Avid Media Composer ( за такую "измену" предлагается специальная цена - всего-то(!) 999$), либо Adobe Premiere Pro (как W. Biscardi). Они указывают на отсутствие в текущей версии множества важных для профессионалов функций.

Это, прежде всего, невозможность открывать проекты, созданные в предыдущих версиях программы, отсутствие возможности выгона смонтированного материала на пленку, экспорта его в форматы XML, OMF, EDL, AAF, короче говоря, все что касается взаимодействия программы с "окружающим видео-миром". Также пока программой поддерживаются не все профессиональные видеоформаты.

Однако, больше всего вызывает разочарование сокращение состава предыдущей FInal Cut Studio до трех программ - FCPX, Motion 5 (которая теперь позиционируется, как по-сути, продвинутый плагин для FCPX, служащий для создания эффектов и анимированной графики) и Compressor 4.

И если судьба DVD Studio Pro была предопределена (она практически не обновлялась лет 5), то "потеря" таких профессиональных приложений как Soundtrack Pro, и, прежде всего, Color, вызвала большое разочарование. Неужели и их постигнет судьба "невинно убиенного" Shake?
Посему многие колористы обратили свой взор на DaVinci Resolve, тем более, что вскоре обещана даже бесплатная (правда, немного урезанная) версия для профессиональной цветокоррекции и существует возможность импорта проектов из FCP7 через XML-формат.

В свете всего вышесказанного, в интернете появились даже "видеоклипы-катастрофы", посвященные FCPX:



Об общей "ДНК" у iMovie и FCPX полушутя написал Стив Халфиш отметив, что нумерация программы FCPX (10.0) скорее продолжает "родословную" iMovie (последняя версия 9), чем Final Cut Pro (последняя версия 7)


Впрочем, у новой версии Final Cut Pro X, немало и поклонников. Их главный аргумент сводится к тому, что перед нами, по-сути первая версию совершенно новой программы и Apple, в дальнейшем, будет от версии к версии (которые, по словам Ларри Джордана, будут выходить дважды в год) совершенствоваться и обрастать новыми профессиональными возможностями.

Apple тоже пришлось вступить в дискусcию и ответить на наиболее "горячие" вопросы через статью в "The New York Times" известного журналиста и писателя Дэвида Пога. (Хороший анализ этих ответов смотрите в блоге Ричарда Харриса).

Так уже в ближайших обновлениях FCPX должна возвратиться мультикамера. Этой задаче присвоен даже высший приоритет. Совместно с фирмой RED ведется разработка плагина для нативной поддержки в FCPX видео, снятого камерами RED. Пoка рекомендуется конвертироваnь "редовские" файлы в Apple ProRes с помощью софта RED и затем уже монтировать эти клипы в FCPX.

Для совместной работы с ProTools через формат OMF рекомендуеться пока использовать программу Automatic Duck ProExport 5.0 (которая стоит правда аж 500$ (обновление - 200$), то есть почти в 2 раза дороже чем сам FCPX !!)

Другие возможности, которые считают отсутствующими, на самом деле скрыты "под капотом" и не все пользователи смогли до них добраться. Например, для импорта видео с карт Р2 необходимо использвовать пункт меню Import from Camera. Большинство производителей видеоплат заявили о поддержке уже в ближайшем будущем FCPX. Для выгона видео на пленку Apple рекомендует пользоваться такими утилитами этих производителей как Black Magic Media Express и AJA VTR Exchange.

В заключении статьи Девид Пог резюмирует: "«Apple следует своей типичной последовательности: (1) выбрасывает что-то, что популярно и удобно, но все больше устаревает; (2) взамен предлагает что-то изящное, современное, многообещающее и незаконченное; (3) тратит еще год для полировки продукта и восстановления отсутствующих функций. Профессиональным монтажерам следует (1) научиться отличать те функции, которые пропали, от тех, которые просто выглядят иначе; (2) понимать, что никто не заставляет (пока?) отказываться от старой программы; (3) следить за развитием FCP X и его экосистемы, а также особенно (4) принять во внимание тот факт, что новый дизайн приложения может быть непривычен, но, быть может, в долгосрочной перспективе даже лучше».

Что касается производителей плагинов, то Noise Industrie уже выпустили новую версию FxFactory 2.6, полностью поддерживающую FCPX и Motion 5. GenArts уже анонасирован "Edge" - новый набор плагинов с пресетами для цветового грейдинга в FCP7 и FCPX. О скорых обновлениях под FCPX заявили и другие производители плагинов.

Создателю Final Cut Pro и iMovie, главному "архитектору" видеопрограмм Apple Рэнди Юбилосу (Randy Ubillos), уже однажды пришлось столкнуться с подобной ситуацией, после выпуска полностью обновленной iMovie 08. Тогда тоже пришлось выложить на сайте старую версию iMovie, специально для тех, кому новая не пришлась по душе.


Отвечая на вопрос о невозможности импорта в FCPX проектов, созданных в FCP 7, Рэнди Юбиллоc отметил, что структура проектов в FCPX и FCP7 совершенно различна и вряд ли их удастся полноценно конвертировать. Тем более что можно спокойно использоваться на одном компьютере эти две версии программы. "Мы не думаем, что кто-либо будет переходить с одной версии программы на другую посредине монтажа, подобная миграция проекта не является чем-то приоритетным"

И в конце дополнил "Final Cut Pro X 1.0 - это только начало пути, а не конец"

Так что, не рано ли хороните программу, ребята?


1 комментарий:

Grusha комментирует...

Добрый день.
1/ Реклама предполагает, что я при помощи этой FCPX буду делать ролики машинкам.
Для тех голодранцев, которые делают кино, это не самая эффективная реклама.
Пусть Коппола скажет, что это хорошая вещичка.
2/ Профессиональный продукт, похожий на игрушку, это неприятно. Функции, о существовании которых любители iгаджетов не подозревают, и которые нам нужны, закопаны, будто это что-то стыдное.
Короче, мне не нравится.