воскресенье, 2 июня 2013 г.

Бунт создателей спецэффектов

Совсем недавно в социальных сетях вместо привычных аватарок cтали появляться зеленые и синие квадратики. Оказалось, что таким образом те, кто связан с индустрией создания визуальных эффектов (VFX), хотят привлечь внимание не только к собственной судьбе, но и ко всей отрасли в целом, ведь она на грани глубокого кризиса. Одной из главных его причин является существующая бизнес-модель взаимодействия VFX-компаний с крупными кинокомпаниями, которая привела к тому, что создание спецэффектов стало, как это ни странно прозвучит, одной из наименее прибыльных сфер кинопроизводства.

Толчком к бунту творцов спецэффектов стало банкротство фирмы Rhythm & Hues, создававшей визуальные эффекты к оскароносному фильму «Жизнь Пи». Представители этой фирмы уже удостаивались «Оскара» за создание визуальных эффектов в таких фильмах как «Золотой компас» и «Поросенок Бейб».

Масла в огонь добавило и неосторожное замечание Энга Ли, режиссера «Жизни Пи», при получении статуэтки за лучшую режиссуру, о том, что он хотел бы, чтобы спецэффекты в фильмах стоили подешевле. И это при том, что большая часть «Жизни Пи» была снята именно на фоне синего экрана, и все океанские красоты и виртуальный тигр стали триумфом развития современных технологий визуальных эффектов. Понятно, что если бы не созданный на компьютере виртуальный тигр, то героя пришлось бы играть скорее всего профессиональному дрессировщику - вряд ли бы кто-то из актеров рискнул оставаться в кадре на протяжении всего фильма рядом с таким партнером - живым тигром. Да и заставить могучее животное следовать сложным сценарным перипетиям стало бы практически невыполнимой задачей.

Далее, когда во время оскаровской церемонии на сцену за своими статуэтками поднялись представили Rhythm & Hues, собственно и создавшие потрясающий визуальный мир этого фильма, и как только они заговорили о своих проблемах и о проблемах всей VFX-отрасли, бесцеремонно грянула музыка, приглашая их поскорее покинуть сцену. В тот вечер голливудский бомонд не захотел вникать в трудности создателей спецэффектов, видимо, считая, как и Энг Ли, что те могли бы и потуже затянуть пояса ради собственного выживания. При этом почему-то никто и не подумал сокращать многомиллионные гонорары кинозвезд, а киноиндустрия решила сэкономить на тех, кто создает виртуальные миры голливудских блокбастеров.

Впрочем, еще перед началом церемонии «Оскар-2013» позади красной дорожки, по которой дефилировали голливудские знаменитости, на протестную демонстрацию собрались более 400 человек, работающих над созданием визуальных эффектов в кино. Многие из них только что потеряли работу из-за банкротства Rhythm & Hues. В руках у демонстрантов были плакаты с призывом поделиться и с ними кусочком прибыли от «Пи».

Если оглянуться на историю развития VFX-отрасли, то Rhythm & Hues окажется отнюдь не первой компанией по созданию спецэффектов, вынужденной закрывать свое дело. Буквально полгода назад - осенью 2012-го обанкротилась знаменитая Digital Domain, на счету которой спецэффекты в таких фильмах, как «Титаник», «Правдивая ложь», «Пираты Карибского моря», «Аватар» и др.

Прошлогодний обладатель «Оскара» за спецэффекты в Hugo Мартина Скорсезе, немецкая VFX Group Pixomondo (в ее портфолио работа над только что вышедшими «Обливионом» и последней частью «Крепкого орешка», а также сериалами «Демоны Да Винчи», «Игры престолов» и «Революция») вынуждена по финансовым причинам закрыть свои отделения в Лондоне и Детройте. Если уж столь крупные VFX-компании в настоящий момент оказываются на мели, что тогда говорить о сотнях небольших, создающих визуальные эффекты?

Долги - вот одна из основных причин «эпидемии» банкротств VFX-компаний. Сегодня практически невозможно запустить профессиональное VFX-производство, не залезая при этом в долги. Один из устойчивых мифов об индустрии визуальных эффектов состоит в том, что, поскольку хорошие спецэффекты стоят недешево, то все участники этого производства буквально «купаются» в деньгах. Однако реальность не столь радужна. Даже «Титаник», который принес своим создателям миллиардные прибыли, для Digital Domaiт стал убыточным проектом.

«Конечно, в индустрию визуальных эффектов поступает огромное количество денег, но это напоминает бизнес владельца бакалейной лавки», - рассказывает один из пионеров VFX-индустрии Билл Тейлор, бывший владелец компании Illusion Arts, которая закрылась в 2009 году. – 3% прибыли, 5% в хороший день. Парни из студий, чья работа заключается в том, чтобы купить товар за минимально возможную цену, упустили из виду тот факт, что существует разница между прибылью и накладными расходами».

Его коллега, Ричард Эдлунд, глава du Monde Visual Effects (на счету которой визуальные эффекты к фильмам «В поисках утраченного ковчега», «Охотники за привидениями» и др.), говорит: «Эффекты стоят столько, сколько они стоят. Поверьте, что если бы мы могли их сделать дешевле - мы бы это сделали». И, отвечая на жалобы Энга Ли о дорогих спецэффектах в фильме «Жизнь Пи», Эдлунд объясняет: «Когда вы хотите создать в кино практически неотличимого от настоящего виртуального тигра - то это очень и очень сложная задача, требующая научных решений на таком же уровне, что и современные ракетные технологии».

Возможно, частично проблемы с банкротством VFX-компаний были связаны и с не совсем эффективным менеджментом. Но всё же не это стало причиной того, что сегодня VFX-индустрия - одна из наименее прибыльных отраслей кинопроизводства.

  

 

Еще на начальном этапе развития цифровых визуальных эффектов в 70-80 годах ХХ века причиной банкротства множества компаний была высокая стоимость этих технологий. Ричард Эдлунд, в то время владелец одной из таких компаний - Boss Film Studios, - приводит такой пример: «Я заплатил IBM около $1 000 000 за компьютер для параллельной обработки данных, который сегодня уступит по мощности и моему ноутбуку. Но дело в том, что, тем не менее, на вас висят все эти прошлые долги, которые мешают вырваться вперед».

Те риски, которые несут с собой новые технологии, требующие огромных затрат на новейшее оборудование, покупку и разработку программного обеспечения, часто не окупаются.

Многие VFX-компании сегодня открывают филиалы в странах третьего мира с дешевой компьютерной рабочей силой (Индия, Китай), пытаясь таким образом сократить издержки кинопроизводства спецэффектов. Но спецэффекты в фильмах, особенно в знаковых голливудских блокбастерах, часто являются «штучным товаром» и иногда создаются программистами именно для конкретного фильма (как это было, скажем, с «Матрицей», «Аватаром» или той же «Жизнью Пи»). И вряд ли индийские программисты, работающие иногда и за $200 в месяц, смогут создать сверхкачественные спецэффекты, которые требует уже приученный к безупречной кинокартинке зритель. А ведь на большом экране все огрехи кинохалтуры будут сразу хорошо заметны, что непременно отразится как на кассовых сборах фильма, так и на его репутации.

Недаром Железный человек Голливуда, актер Роберт Дауни - младший, назвал в одном из своих интервью создателей визуальных эффектов в кино «невоспетыми героями»:«Определенно, современные невоспетые герои - это сотни мужчин и женщин, которые трудятся над созданием VFX, CGI и анимации в современных фильмах».

Другая проблема заключается еще в том, что крупные студии удачно используют фактор конкуренции между VFX-компаниями, добиваясь снижения цен (иногда существенного) на создание визуальных эффектов для своих фильмов. Доходит до того, что некоторые компании соглашаются работать себе в убыток, надеясь в будущем на следующих фильмах компенсировать финансовые потери. Однако это только усугубляет ситуацию, и приводит компанию к неизбежному банкротству.

Fix It In Post – «Исправим всё на «посте» - стало расхожей фразой на съемочной площадке, отображая, увы, довольно распространенную ситуацию, когда ошибки режиссера или оператора приходится исправлять специалистам по спецэффектам.

Кроме того, во время процесса постпроизводства режиссеры часто требуют от VFX-художников поменять какие-то элементы в уже скомпонованном на компьютере кадре - иногда даже не представляя себе, какой громадный труд стоит за всеми этими исправлениями. А ведь это новые затраты времени и творческой энергии, к тому же выливающиеся и в серьезные финансовые потери для VFX-компаний, ведь большинство из них работают на принципах подряда - фиксированной оплаты за определенный объем работ. Постоянные перегрузки и внеурочные часы работы часто приводят к тому, что многие специалисты покидают VFX-отрасль только потому, что физически не могут выдержать такой изнурительный ритм. Поэтому решение проблем VFX-отрасли должно учитывать как экономические, так и творческие аспекты.

Одно из возможных решений - предоставление финансовых и налоговых преференций VFX-компаниям. В Канаде и Новой Зеландии, например, такие решения были приняты на правительственном уровне. Visual Effects Society уже потребовала от властей штата Калифорния, на чьей территории и расположен Голливуд, предоставления дополнительных налоговых льгот, которые помогут стабилизировать ситуацию в отрасли. Однако введение налоговых льгот в отдельных штатах может привести к тому, что студиям постпродакшна придётся «кочевать» из штата в штат в поисках лучших налоговых условий, а сотрудники компаний вынуждены будут постоянно перемещаться на новое место работы, что создаст массу семейных и бытовых неудобств, которые неизбежно отразятся и на творчестве.

В начале мая нынешнего года состоялась встреча представителей крупнейших VFX-компаний практически со всего мира. На повестке дня стоял вопрос о выработке оптимальной бизнес-модели развития VFX-сферы, а также создания профсоюза работников данной отрасли. И хотя конкретное решение по этому поводу принято пока не было, в долгий ящик проблему откладывать тоже не собираются. Инициатором встречи был Скотт Росс - легендарная личность в этой сфере - бывший CEO и один из соучредителей знаменитой Digital Domain (наряду с Джеймсом Кэмероном), работавший также генеральным менеджером Industrial Light & Magic и вице-президентом Lucas Arts. В своей статье «Почему "Жизнь Пи" стала «Титаником» для VFX-отрасли» он резюмирует: «VFX-сообщество частично само виновато в своих проблемах. У нас нет ни профессиональной гильдии, ни профсоюза, ни общей позиции. Я могу только надеяться, что студии не зарежут курицу, несущую золотые яйца».

Впрочем, уже создана общественная организация VFX Solidarity International, запущен сайт, и ведется подготовка к организации профсоюза для защиты прав создателей визуальных эффектов. В Facebook открыта страница VFX Solidarity International.

Возможно, забастовка в VFX-отрасли стала бы самым последним, наиболее болезненным доводом и действенным фактором. Вспомним забастовку Гильдии сценаристов Голливуда в 2007-2008 годах, в ответ на увольнение тысяч сценаристов в разгар экономического кризиса. В результате к концу 2007-го кинопроизводство в Голливуде практически полностью остановилось. Подобная забастовка работников VFX-отрасли способна произвести даже больший эффект. Достаточно представить себе голливудские блокбастеры без спецэффектов, а с актерами-звездами, играющими на фоне только лишь зеленых экранов - то несложно предугадать плачевные финансовые последствия проката таких фильмов.

Создатели спецэффектов больше не хотят быть «похороненными» в «братских могилах» бесконечных финальных кинотитров, а требуют признания своего труда такой же важной частью кинопроизводства, как и работа оператора, звукорежиссера или монтажера.

 

 

При написании статьи использовались материалы сайтов creativecow.net, bbc.co.uk, hollywoodreporter.com

 Статья впервые опубликована на сайте broadcasttelekritika.ua.

Комментариев нет: