понедельник, 23 февраля 2009 г.

Программы для композитинга и создания визуальных эффектов

часть 3

Adobe After Effects CS4.

Начнем наш обзор программ с, безусловно, одной из самых популярных - Adobe After Effects. На данный момент ее текущая версия – CS4 (9.0). Основная сфера ее применения – создание анимированной графики, видео- и кино пост-продакшен.

Первоначально программа была создана американской компанией CoSA (the Company of Science and Art). Версия 1.0 вышла в январе 1993 года. Но в июле 1993 года компанию CoSA купила известная в те времена Aldus corporation, которую, в свою очередь, в 1994, приобрела уже фирма Adobe, вместе с программой для верстки PageMaker и After Effects. Под брендом Adobe After Effects выходит в 1995 году уже с версии 3.0. Первоначально программа работала только на платформе Mac. И лишь в мае 1997 появилась и Windows-версия Adobe After Effects 3.1. В сентябре 2008 Adobe выпустила обновленный пакет своих программ Creative Suite 4 (CS4). After Effects CS4 входит в состав Master Collection CS4 и Production Premium CS4.

After Effects CS4

Своей популярностью After Effects обязан, не в последнюю очередь, отличному взаимодействию с другими программами Adobe – Premiere Pro, Photoshop, Illustrator и др. Таким образом, такие пакеты программ как Production Prenium CS4 как бы превращаются в некую суперпрограмму.

Что же нового появилось в After Effects CS4?

Функция Adobe Dynamic Link добавила еще более мощную интеграцию между программами Adobe Creative Suite 4 Production Premium. Теперь можно открывать сложные проектов Adobe Premiere Pro CS4, включая вложенные последовательности в After Effects CS4. Наконец, прямо с таймлайна Premiere Pro можно отослать один или несколько файлов прямо в After Effects CS4.

Улучшена интеграция с Adobe Encore CS4, Adobe Bridge CS4, Adobe Illustrator CS4, а также Adobe Flash CS4 Professional через команду File > Export > Adobe Flash Professional (XFL).

Также улучшена интеграция с Adobe Device Central CS4. В Adobe After Effects CS4 Professional может создавать и просчитывать сразу несколько композиций для различных мобильных устройств. (Видно бум мобильного ТВ уже не за горами).

Функции поиска теперь доступна как для таймлайн, так и в окне проекта. Улучшилась навигация по вложенным композициям.

Расширены опции 3D композитинга, включая импорт 3D слоев из Adobe Photoshop CS4 Extended. Теперь файлы из 3D MAX и Maya можно импортировать через Photoshop, предварительно раскрасив их там. Добавлен новый фильтр для создания мультипликации из реального изображения – Cartoon.

Улучшенна работа с 3D пространством, включая раздельную работу с ключевыми кадрами по осям x, y, z.

Расширена поддержка OpenGL-ускорения, которая включает: blending modes, motion blur, anti-aliasing, track mattes, high-quality shadows и transparency, а также ускоренный просчет обычных эффектов. Это ускоряет создание предварительного просмотра.

Расширена работа с Shape Layers. Добавлена возможность конвертировать текст в shape paths или mask paths.

Поддержка для Adobe Pixel Bender. В программе есть более 250 анимированных текстовых пресетов. Теперь доступно отображение зон безопасности 4:3 в широкоэкранных композициях. Добавлена поддержка сервиса Adobe Community Help.

В комплекте с программой также идут: Color Finesse Synthetic Aperture, CycoreFX, The Foundry Keylight, Imagineer Systems Mocha.

mocha

Видимо, так и не сумев довести до ума модуль трекинга в АЕ, Adobe пошла по уже проторенному пути – покупки более совершенных плагинов, тем более, что Mocha -  отличный 2.5D трекер.

Apple Shake

clip_image002

Фирма Apple выпускает как программу для композитинга и пост-продакшена Shake, так и программу, предназначенную, в основном, для создания анимированной графики – Motion. Хотя Shake, в отличии от Motion, в состав Final Cut Studio не входит, тем не менее, вы можете отправить видеофайл прямо с таймлайн видеоредактора Final Cut Pro непосредственно в Shake для его дальнейшей обработки.

В настоящее время программа Shake доступна для платформ Mac OS X и Linux. Ее текущая версия - 4.1. Ранее Apple Shake выпускалась также и под IRIX, и под Windows (последняя Windows-версия 2.51). Интерфейс программы основывается на создании эффектов путем применения комплекса последовательных действий над изображением или его определенной частью. Каждое действие, которое производится над изображением называется в Shake "Node" - узел. Применение нодов обеспечивает максимальную гибкость в использовании, поскольку у вас есть возможность изменять любой эффект на любой стадии редактирования и тут же видеть результат этих изменений.

Shake был разработан программистами и супервайзерами из Sony Imageworks – Эрнодом Хервесом (Arnaud Hervas), Роном Бринкманом (Ron Brinkmann), автором одной из лучших книг по композитингу (The Art and Science of Digital Compositing) и другими. В 1997 году компания Nothing Real, одним из основателей которой являлся тот самый программист Эрнод Хервес выпустила Shake, в качестве своего ведущего продукта. Вторая версия Shake появилась в 1999 году по цене 9900 долларов за лицензию. Приложение работало под управлением Windows NT и Irix.

В 2002 года фирма Apple приобрела Nothing Real. Несколько месяцев спустя была выпущена версия 2.5, в которой впервые появилась поддержка Mac OS X. Чтобы укрепить позицию платформы Mac в области студийной пост-обработки видео, Apple установила более низкую цену на Mac-версию этого продукта, - 4950 долларов. В 2003 была выпущена третья версия Shake, с которой прекратилась поддержка Windows. В ней были добавлены неограниченные сетевые рендер-клиенты без доплаты. Год спустя, на выставке NAB Apple представила Shake 3.5, цена которого для Mac OS X составила 2999 долларов, а для Linux и Irix 4999 долларов.

В апреле 2005 была выпущена версия 4, в которой появился ряд новых возможностей, таких как трехмерный композитинг, 32-битный кеинг (Keylight и Primatte Keyers), Optical Flow (эффект тайм-ремаппинг – искажение времени) стабилизатор изображения. Также была добавлена тесная интеграция с Final Cut Pro 5, расширяемый скриптовый язык и SDK. Четвертая версии под Irix уже не вышла.

На выставке NAB в апреле 2006 года Apple анонсировала Shake 4.1 в котором уже была добавлена совместимость с Intel Mac-ами (она стала Universal Binary). Apple пошла на смелый маркетинговый шаг, (который впоследствии повторяла уже несколько раз с другими приобретенными ею программами) снизив цену до 499$ за полную версию с неограниченной рендер-лицензией.

Дальнейшая судьба этого одного из лучших пакетов для композитинга пока неизвестна. Apple заявила, что в будущем поддержка Shake будет прекращена. По информации, циркулирующей в Интернет, Apple якобы разрабатывает новый продукт под кодовым название Phenomenon. С другой стороны, отдельный модули Shake появились в других продуктах Apple Final Cut Studio. Так стабилизатор изображения SmoothCam отныне встроен в Final Cut Pro 6, а функция создания отсутствующих кадров для замедленного движения (Optical Flow) появилась в Motion 3. Возможно Apple «разберет на запчасти» всю программу или перенесет большую ее часть, скажем, в Motion 4. Нам остается только надеяться, что Apple примет мудрое и взвешенное решение. Ведь до сих пор у нас на некоторых студиях активно используется еще последняя Windows-версия 2.51 !

Shake 4.1

Среди фильмов, в работе над которыми использовался Shake такие известные голливудские блокбастер, как «Властелин колец» и «Кинг-Конг» режиссера Питера Джексона, «Война миров» Стивена Спилберга, «Пираты Карибского моря 2» и многие другие. Ведь сильной стороной Shake всегда была работа с видеоформатами очень высокого разрешения, такими, как 2К, 4К и IMAX.

С помощью Shake, также создается много клипов и рекламы, например, запоминающийся рекламный ролик о новом автомобиле Citroën, который по ходу действия превращался в этакого танцующего робота-трансформера.

Хочется надеяться, что и в будущем, фильмы и клипы, которые будут созданы с помощью Shake, потрясут нас (кстати, одно из значений английского слова shake - это «потрясать»).

Avid DS

clip_image002[5]

Система для высококачественного композитинга и пост-продакшена в режиме онлайн Avid DS на сегодня имеет версию 10. Свое происхождение она ведет от программы Softimage DS, созданной в одноименной монреальской компании в 1998 году и тогда же приобретенной Avid. Позже, Avid соединил в этом продукте наработки из других программ – ElasticReality, Avid Marquee и др.

DS84_Interface

Тесное взаимодействие с другими решениями от Avid – Avid Interplay, Avid Unity и Avid Media Composer делает Avid DS ключевым звеном всего процесса пост-производства. Поддержка таких форматов обмена проектными данными, как AAF, EDL и OMF позволяет Avid DS успешно работать на стадии чернового монтажа и с продуктами других компаний.

Avid DS позволяет работать с двумя некомпрессированными HD-4:2:2 или 8 некомпрессированными SD видеопотоками с первичной цветокоррекцией в реальном времени, реал-тайм DVE, и с возможностью работы в реальном времени с титрами и графикой на каждом видеопотоке. Можно также микшировать SD и HD с разными частотами кадров на одной и той же таймлайн.

Что нового появилось в Avid DS v10:

Новая платформа – рабочая станция HP xw8600, Nvidia FX 3700, Dual-link I/O card & Avid VideoRaid SR storage;

Новая высокопроизводительная, базирующаяся на GPU система для primary & advanced color correction, DVE-эффектов, переходов, color limiting, и приложений 1D & 3D LUTs;

Система управления цветом с 1D & 3D LUTs, включая Thomson, Kodak, и Iridias LUT форматы;

Вторичная цветокоррекция в стиле Symphony;

DPX conform из Avid Media Composer с использованием Avid AFE;

Поддержка форматов 1080p50 & 1080p59.94 (включая новые DNxHD форматы: DNxHD 90, 290 & 440);

Поддержка Avid Interplay;

Возможность создания стереоскопического контента.

 

Autodesk

Фирма Autodesk является одним из крупнейших производителей решений для цифрового композитинга и предлагает целое семейство программ в различных ценовых классах.

В нижней ценовой категории (цена - US$995 ) она предлагает программу Combustion 2008 для создания анимированной графики, композитинга и визуальных эффектов. Combustion издавна считался конкурентом именно Adobe After Effects. Среди его преимуществ - timeline-based интерфейс, схожий с интерфейсами таких программ high-end класса от Autodesk, как Inferno, Flame and Flint. Самая главная новинка в Combustion 2008 – инструментов для цветокоррекции Color Warper, использующийся в Autodesk Flame, также улучшен Schematic-вид и интеграция с Adobe Photoshop and Adobe Illustrator.

Однако настоящую известность принесли Autodesk такие высокопроизводительные решения для монтажа, композитинга и интерактивного дизайна в режиме реального времени, как Autodesk Flint, Flame & Inferno, Smoke и Toxik. Эта системная линейка имеет аббревиатуры - IFFFS (Inferno/Flint/Fire/Flame/Smoke), FFI или FFFI (Flint, Fire, Flame, Inferno).

Smoke_2

Autodesk Smoke 2009 – интегрированная система для монтажа и окончательной обработки фильмов класса SD, HD, 2K и выше.

Autodesk Flame 2009 - система для создания визуальных эффектов и композитинга в режиме реального времени, совместимая с Autodesk Lustre и Autodesk Smoke.

Autodesk Inferno 2009 – «топовая» система для композитинга, создания анимированной графики и онлайн-дизайна с полностью интерактивной 3D-средой для композитинга.

Autodesk Toxik 2008 - решение для композитинга киноматериала в режиме реального времени, поддерживающее глубокую интеграцию с Autodesk Maya и другими 3D-приложениями.

Autodesk Flint 2009 - Передовая система для создания визуальных эффектов и теледизайна.

eyeon Fusion

Fusion (бывший Digital Fusion) – это мощная программа для композитинга с нод-интерфейсом, созданная eyeon Software Inc. Анонсирован выпуск 6-ой версии программы.

Fusion был использован при создании множества фильмов и телевизионных программ: «Мистер и миссис Смит», «Посейдон», «Город Греха», «Небесный капитан и мир будущего», «Дети шпионов»-2, «Авиатор», «300», сериала «Lost» и др. Существует и «урезанная» бюджетная версия программы, носящая название DFX+.

vlcsnap-66141

Что же нового появилось в 6 версии eyeon Fusion?

- Поддержка стереомониторов, стереорендеринг с использованием собственных 3D-инструментов;

- Улучшенная работа с каналами, поддержка многослойных EXR;

- Усовершенствованные шейдеры для 3D, такие как Blinn, Phong, Cook-Torrance, Ward;

- Возможность использования Bump Map в 3D;

- Инструмент для UV-маппинга;

- Возможность экспорта 3D инструментов (геометрия, источники света, камеры) в FBX с сохранением анимации;

- Region Of Interest Domain System, позволяющая рендерить только заданную область кадра, что важно при работе над детализированными кадрами в высоком разрешении.

 

Foundry Nuke

clip_image002[7]

Nuke это основанная на использовании нодов программа для композитинга, которую выпускает фирма The Foundry. Nuke доступна как для Microsoft Windows, так и для Mac OS X (PPC и Intel) и Linux. С Nuke работают такие крупнейшие компании в сфере пост-обработки и создания спецэффектов, как Digital Domain, Mr X и Weta Digital. Nuke использовался при работе над фильмами - «Кинг-Конг», «Я, робот», «Резиденция дьявола: Extinction» и др.

Программа Nuke (название сложено из букв слов «new compositor», а само слово можно перевести как «бомба») была создана Биллом Спитцаком (Bill Spitzak) как продукт для внутренней работы в фирме Digital Domain в 1993 году. Позже, в 1998 году продукт стал известен, как GNU LGPL. В 2001 году программа получила специальный технический Оскар (Academy Award for Technical Achievement).

В 2002 Nuke стал доступен и для других компаний под логотипом D2 Software. В декабре 2005 D2 Software выпустил Nuke 4.5, в котором появилась новая 3D подсистема. В 2007 Nuke купила лондонская фирма The Foundry, известная своими плагинами для многих программ композитинга.

The Foundry выпустила Nuke 4.7 в январе 2007, а Nuke 5 - в начале 2008. В программе изменился интерфейс, добавлена поддержка скриптов Python и возможность создания стереоскопической продукции. Nuke поддерживает использование The Foundry plug-in через поддержку стандарта OpenFX. Недавно команда создателей Nuke пополнилась легендарным Роном Бринкманом – человеком, стоявшим у истоков Shake. Так что, судя по-всему, Nuke – становиться одной из самых перспективных программ для композитинга.

 

­clip_image002[9]

Quantel – компания, расположенная в Великобритании и основанная 1973 году, специализируется на оборудовании для теле-, видеопроизводства и пост-продакшена. В 1976 во время телетрасляции открытия летних олимпийских игр в Монреале с помощью оборудования Quantel (Digital framestore synchroniser - DFS 3000) впервые демонстрировался телеэффект «картинка в картинке» - несущий олимпийский факел спортсмен на фоне стадиона. Известность Quantel принесли такие передовые для своего времени продукты, служащие для создания телевизионной графики и композитинга, как Paintbox (1981), Harry(1985), HAL (1992), Henry(1992), Editbox (1993). На данный момент основными продуктами Quantel в сфере пост-производства являются:

iQ – система для пост-обработки кинофильмов и DI (digital intermediate);

eQ - система для пост-производства телепродукции и создания ТВ-рекламы;

Pablo – система цветокоррекции;

Главное различие между системами eQ и iQ – это поддерживаемые программами форматы и разрешения видеоматериала.

iQ

iQ позволяет работать с разрешением до 4К и создавать стереоскопический контент (Stereoscopic 3D).

Quatel specification

*****

И в заключении нашего обзора упомянем еще несколько программ композитинга. К сожалению, прекращено развитие программы Pinnacle Commotion – которая в свое время считалась серьезным конкурентом для After Effects и в арсенале которой были прекрасные инструменты для ротоскопинга и трекинга. Последняя версия программы - 4.1

Семейство плагинов от фирмы Boris FX, в частности Boris RED 4.3 которого одни считают продвинутым плагином, другие самостоятельной системой для создания эффектов и композитинга.

Удивительно, но существует и абсолютно бесплатная система для композитинга – Jahshaka, использующая аппаратную реализацию OpenGL и OpenML для обеспечения интерактивной работы в реальном времени. Распространяется по лицензии GPL. Jahshaka первая в мире система для редактирования видео и наложения спецэффектов в реальном времени с открытым исходным кодом. Существуют версии для GNU/Linux, Microsoft Windows NT и Mac OS X. Финальный публичный релиз программы получил номер 3.0 и, помимо уже перечисленных функций работы с графикой и видео, обрёл средства для обработки звуковых материалов. После выхода второй версии у разработчиков были проблемы из-за «недальновидности спонсоров» но 17 января 2008 года проект объявил об своем освобождении и готовности к дальнейшему развитию.

Недорогая программа FXHome CompositeLab Pro, позиционирующаяся как инструмент для тех, кто только начинает работать в сфере композитинга, имеет модуль для кеинга, систему для создания эффектов частиц (particles) и т.д. Текущая версия программы – 1.005.012 доступна для платформ Windows XP и MacOS.

Как видите – каждый сможет выбрать себе программу композитингу как по вкусу, так и по финансовым возможностям. А все остальное зависит только от вашего умения и фантазии.

Комментариев нет: